Интересный факт: затемнение, то есть заклеивание панорамных масок для тренировок газодымозащитников, придумано даже не в этом тысячелетии! Частичное или полное «зашоривание» – простой и достаточно примитивный способ имитирования различных степеней задымления. Однако остаются и те, кто не понимает необходимости проведения тренировок в СИЗОД при полном или частичном отсутствии видимости.
И вот в один прекрасный день на просторах Интернета нашёлся комментарий пользователя: «Самый тупорылый бред который я встречал в по и мчс -это заклеивание панорамы масок скотчем ,потому как в ндс не когда не бывает 0 ой видимости на пол метра ,но ты видишь ,а здесь один м*дак придумал остальные вскочили сказали круто и все теперь клеят маски скотчем ссылаясь на то что это развивает ориентацию в ндс». (орфография автора сохранена).
Давайте же разберёмся и прольём свет на эту проблему.
Частичное или полное отсутствие видимости сопровождает пожарных практически при каждом включении в СИЗОД. Попробуйте не принимать во внимание всё, что прочитали выше и сами ответьте на вопрос: «Зачем заклеивать панорамную маску при проведении тренировок в СИЗОД?»
В первую очередь каждому газодымозащитнику необходимо уметь обращаться со всем своим оборудованием, проводить пожарную разведку, держать связь с остальными участниками звена ГДЗС, передавать информацию при помощи носимых радиостанций, соединять напорные рукава, включать и переключать режимы работы средств освещения, работать с немеханизированным инструментом для вскрытия строительных конструкций и так можно продолжать бесконечно, а ведь это всё в условиях полного отсутствия видимости, не снимая пожарных перчаток! И, если так посмотреть, список задач схож с делами на каждый день, но выполнять их нужно на ощупь и с закрытыми глазами.
В ходе тушения пожара рано или поздно настаёт момент, когда газодымозащитник или звено ГДЗС попадает в полную темноту: это может случиться как по причине плотного задымления, так и выхода из строя средств освещения, например группового или индивидуального фонаря. В этот самый момент пригодятся навыки «слепой работы» с оборудованием. Если вы считаете, что данный навык не нужен, то, скорее всего, таких ситуаций в боевой работе попросту не встречали. Однако тот факт, что подобные ситуации «обошли» стороной, не говорит об их невозможности возникновения. А осознание важности этого навыка приходит, к сожалению, когда пожарный попадает в неприятную ситуацию, к которой готов не был… Вместе со «слепым» навыком работы с оборудованием и снаряжением каждый газодымозащитник обязан уметь пользоваться алгоритмами навигации и пожарной разведки, которые предусматривают работу при полном отсутствии видимости. И никакие авторы комментариев не смогут доказать обратного, если не сумеют найти выход из непригодной для дыхания среды…
Практика показывает: чем меньше выездов, возгораний в районе выезда и включений в СИЗОД, тем меньше боевого опыта и осознания необходимости практических занятий, а значит сложнее заставить пожарных проводить дополнительные тренировки. Лень рано или поздно побеждает, ведь зачем тренироваться, если всё равно не горит? С другой стороны, чем больше практики, тем больше газодымозащитники осознают, что современный пожар – это не игрушка, поэтому относятся к проведению собственных тренировок с бо́льшим энтузиазмом, каждый раз всё поднимая и поднимая планку.
Вернёмся к нашей теме. Тренировки с закрытой панорамной маской помогут быстрее победить свой страх, закрепить ранее полученные навыки, а также получить новые, победить клаустрофобию и подготовиться к дальнейшей работе как новичкам пожарного мира, так и бывалым пожарным. Но и это еще не всё! «Зашоривание» панорамных масок – это подготовка газодымозащитника к более сложным условиям, нежели работа в условиях плотного задымления, усложнение вводной при проведении занятий на свежем воздухе или решении ПТЗ с включением в СИЗОД.
Довольно часто встречаются в Интернете фотографии частично или полностью оплавленных панорамных масок, характерной особенностью которых является панорамное стекло, покрытое мелкими пузырьками.
Такое происходит, когда прозрачный пластик панорамного стекла временно подвергается серьёзному температурному воздействию. По сути, это реакция материала перед вскрытием/разгерметизацией. При этом целостность самого стекла ещё не потеряна, но уже нарушена его прозрачность.
Логично, что через такое вспенившееся стекло становится практически ничего не видно, а происходит это за считанные секунды!
Люди, ставшие участниками аварийных ситуаций, связанных с повышенным тепловым воздействием, в том числе пожарные, в один голос говорят: «В один момент полностью потерялась видимость!» .
И произошло это не по причине повышения дымовой нагрузки. Резкое отсутствие видимости в случае описываемых аварийных ситуаций – это именно следствие воздействия высокой температуры на пластик, приводящее к вспениванию панорамного стекла, что в свою очередь приводит к частичной или полной потере его оптической прозрачности.
Именно моментальная потеря видимости – вторая причина после плотного задымления, по которой мы оттачиваем свои навыки при полном отсутствии видимости. Каждый газодымозащитник должен, а может и обязан, быть готовым к моментальной потере видимости!
Надо понимать, что так называемый «бред», о котором говорилось в комментарии, это на самом деле не бред вовсе. Это современная реальность всего мирового пожарного сообщества. И мы живём в ней уже десятилетия.
Искрой для написания этой статьи как раз стал вышеупомянутый комментарий. Поэтому необходимо ответить на него развёрнуто. Затемнение стёкол очков шлем-масок кислородно-изолирующих противогазов применялось ещё в СССР. И материальным свидетельством тому является учебный материал «Дополнительные методическое указания по организации и приведению занятий с личным составом московского гарнизона пожарной охраны в кислородных изолирующих противогазах на чистом воздухе и в теплодымокамере», утвержденный начальником УПО ГУВД Мосгорисполкома, генерал-майором Иваном Леонтьевичем Антоновым, 28 апреля 1983 года. Интересно, что этот документ является дополнением к методическим указаниям, утвержденным ГУПО МВД СССР в 1973 году!
Обратите внимание, что при проведении занятий в КИПах предлагалось отрабатывать упражнения в условиях резкого снижения видимости: затемнение стекол-очков проводилось с помощью наклеивания на них одного или двух слоёв кальки или матовой полиэтиленовой пленки.
Разве нужно добавлять что-то ещё? Маски заклеивали ещё в СССР, заклеивали наши деды и прадеды, а маски КИПов заклеивали пожарные, никогда не работавшие в МЧС.
Давайте ещё раз ненадолго отступим от основной темы. К большому сожалению многие пожарные с различным стажем работы зачастую отрицают возможность возникновения с ними каких-либо аварийных ситуаций…
А так как требования проведения практических занятий позволяют развесить цветные флажки, имитирующие очаг пожара и различную степень задымления, и дальше не усложнять легенду и не применять заклеивание масок, то многих это устраивает. Театральный (глицериновый) дым и световые маяки разного цвета, конечно, выводят проведение ПТУ на совершенно новый уровень, но безопасный дым имеет белый цвет, в отличие от видимого в реальности серого, чёрного или коричневого, не имеет температуры. Так вот если дым ненастоящий, то в нём не чувствуешь угрозы и опасности, чего не скажешь о тренировке, на которой газодымозащитник совершенно ничего не видит и все его действия – результат умений и профессионального мастерства.
Определённых требований к обязательному затемнению панорамных масок в действующей нормативной литературе нет. И при всём несовершенстве методической базы в совокупности с нежеланием пробовать то, что не заставляют делать, мы получаем нежелание тренироваться в том числе и при полном отсутствии видимости.
Ещё одной причиной непринятия новых уровней подготовки становятся опасения газодымозащитников с бо́льшим стажем работы потерять авторитет перед более молодыми коллегами, совершив ошибки при полном отсутствии видимости на глазах у всех. Подобная проблема встречается также среди руководящего состава. Принятие мысли, что кто-то может лучше, чем ты, представляется сложной задачей, поэтому на выходе мы имеем бесконечные конспекты, хождение в звене ГДЗС по пять человек, постановку знаков на посту безопасности и, конечно, невозможность согласия с современными методами подготовки личного состава, которые на самом деле успешно работают и опережают своё время.
Будем считать, что на вопрос: «Так зачем же заклеивать маски?» мы ответили. Пора бы и следующим вопросом задаться: «Как нужно заклеивать маски?» На этот случай уже есть опробованные методы, как простые, так и сложные, с которыми предлагаем вам ознакомиться ниже.
Способы заклеивания:
- бумага А4;
- бумажный скотч;
- перевернутый подшлемник;
- полиэтиленовые пакеты различной степени проницаемости;
- многоразовые вкладыши;
- «пенка»;
- «тряпочка с резинкой»;
- маски с закрашенным панорамным стеклом;
- «кастомные» накладки.
Примитивные способы создания нулевой видимости – мятая бумага, заклеивание бумажным скотчем, изготовление многоразовых вкладышей, переворачивание подшлемника, использование полиэтиленовых пакетов различной степени проницаемости. Большой сложности они не представляют, поэтому необходимости расписывать подробно нет. Отмечу только, что наименне желательный из этих способов – это переворачивание подшлемника, так как он делает невозможным отработку до автоматизма быстрого и правильного включения в дыхательный аппарат. Значительно проще и без какого-либо ущерба для методической верности просто напихать лист бумаги внутрь маски.
Отдельными подразделениями используется «пенка» – упаковочный пузырьковый материал, который позволяет быстро и легко создать эффект вспененного стекла. «Пенка» вырезается в размер панорамной маски и используется как многоразовая вставка.
Ткань с резинкой – заранее изготовленная непрозрачная ткань, имеющая форму стекла, в основание ткани вшивается резинка. Вся конструкция проста и держится на панорамной маске за счёт силы трения. Недостаток способа заключается в том, что при активном движении или каких-либо действиях материал может быть «сдёрнут» и газодымозащитник из условий нулевой видимости сразу попадёт в условия идеальной видимости.
Особый интерес вызывают панорамные маски, специально затемнённые на заводе изготовителя. Ничего сверхъестественного в них нет: стекло панорамной маски специально закрашивается и такая маска используется только для проведения занятий. Логично, что в таких масках принимать участие в тушении пожаров просто небезопасно.
Да, конечно, мы обсуждаем приобретение навыков слепой работы, но мы не самоубийцы, чтобы работать в закрашенной маске на реальном пожаре. Здравый смысл должен присутствовать во всём!
Закрашенную маску изготовить самостоятельно совсем несложно. Для этого необходимо у старой (неиспользуемой) панорамной маски извлечь стекло (если стекло не извлекается, заклеить всю маску бумажным скотчем оставив открытым только стекло), закрасить его хорошим слоем аэрозольной краски и вернуть стекло на место. При повреждении слоя краски проводить его возобновление перманентным маркером или повтором операции закрашивания.
Специальные накладки на панорамные маски изготавливаются достаточно просто: светонепроницаемый материал, имеющий форму стекла, крепится к самой маске при помощи резинок. В качестве материалов для накладок можно использовать пластик, кожу, картон или полимерные материалы.
Полагаю, что для масок производства компании «Dräger» или
«КАМПО» самодельное изготовление многоразовых вкладышей и внешних накладок никаких проблем не составит. А вот изготовление вкладышей для масок типа «SCOTT», «MSA» и «ПТС Профи-М» (со сложной геометрией стекла) требует уже навыка «общения» с различными материалами.
Для аппаратов «MSA» и «SCOTT» в том случае, если вы их используете в новом состоянии (и в определенной комплектации), с каждой маской идёт бумажная вставка с предупреждениями. Форма этой вставки полностью или практически полностью соответствует форме панорамного стекла и её можно использовать для изготовления как вставок, так и внешних накладок.
Важно при «зашоривании» масок создать условия, в которых обучаемый не увидит источников света. Например, при заклеивании бумажным скотчем в один слой те или иные яркие источники света всё равно остаются видимыми: окна, люминесцентные лампы или индивидуальные фонари, используемые инструкторским составом. Это даёт значимые ориентиры для обучаемого. Лучше будет увеличить количество слоёв и избавить газодымозащитника от большого желания подсмотреть.
Если кто-то заклеивает маску, оставляя незакрытые участки, таких обучаемых сразу видно, ведь они действуют гораздо увереннее остальных газодымозащитников, имея возможность подсматривать, и поэтому начинают клонить/поворачивать голову в сторону («давить косяка») для более широкого кругозора.
Теперь мы логически подходим к следующему ответу на вопрос: «Как проводить занятие в условиях нулевой видимости?»
Существует достаточно большой набор правил, и все они направлены на максимально безопасное проведение занятий. Помните, что обучаемый в условиях полного отсутствия видимости ничего не видит, он практически слепой. Поэтому в своей работе он опирается на любые системы восприятия кроме зрительной.
Вместе с этим нельзя предусмотреть всех возможных действий «слепых» обучаемых, но, находясь рядом с ними, можно сделать занятие максимально безопасным.
При проведении занятий с имитацией полного отсутствия видимости существует несколько обязательных правил:
- На каждое работающее звено должен быть минимум один наблюдатель (инструктор, посредник, «сиделка»).
- Запрещается передвижение газодымозащитника/газодымозащитников при полном отсутствии видимости без наблюдателя.
- Запрещается передвижение газодымозащитника/газодымозащитников в полный рост при полном отсутствии видимости: передвижение осуществляется только на коленях или четвереньках (как и нужно это делать в условиях нулевой или недостаточной видимости).
- Запрещается проводить занятия при наличии перепада высот (ступени, осмотровые канавы и т.д.).
- Запрещается работа на высоте: подъём/спуск по установленным ручным пожарным лестницам, механическим лестницам, использование различных самоспасателей и отработка способов самоспасения.
- Спуск вниз по маршевым лестницам, различным препятствиям осуществляется ногами вперёд.
- Никаких гвоздей! На поверхности пола, где проводятся занятия, не должно быть никаких острых предметов (гвоздей, саморезов, осколков стекла). В идеале покрытие пола должно быть чистым. Наличие каких-либо перечисленных предметов может привезти к травмированию, в том числе порезам и проколам боевой одежды.
- Никакого смеха. Помните, что обучаемый перед вами стоит в положении на коленях, ему/ей ничего не видно, он/она находится в неудобном и не естественном для прямоходящего человека положении, ему/ей трудно, жарко, тесно от прохождения различных препятствий или он/она просто дезориентирован. И в этот самый момент, даже если смех не относится к обучаемому, это чаще всего воспринимается лично и порой даже очень болезненно (вместе с этим со стороны посредников это как минимум непрофессионально).
- При выезде на пожар надетые во время тренировки средства затемнения должны сниматься (обучаемый по прибытии к месту вызова не должен надевать учебную маску, потому что он рискует сразу попасть в условия нулевой видимости).
В ходе написания данного материала я всё время думал о том неизвестном комментаторе из социальных сетей. Я ему благодарен! Благодарен за то, что именно этот комментарий стал толчком к созданию материала, который не мог появиться на свет достаточно долгое время. Он заставил меня заново прочесть старую «классическую» нормативную литературу и современные действующие приказы, в том числе отправиться на поиски чего-то нового в Интернет.
Вместе с этим меня все не унимала цитата классика ужасов Стивена Кинга из его романа 11/22/63 – «Прошлое не хочет меняться». И, как ни странно, эта фраза очень подходит к современной российской пожарной охране, ведь наше прошлое действительно не хочет меняться, но мы с вами, живущие в сегодняшнем дне можем изменить будущее, опираясь на это самое прошлое и используя настоящее…
Для тех, кто может впитать больше, чем бездумный комментарий, материал будет полезен, а для тех, кто регулярно занимается, он ещё станет и стимулом для бо́льших свершений.