5№

Тушение пожаров на судах. Проблемы. Аспекты.

Недавно нам посчастливилось побывать на празднике, посвященном дню Военно-Морского Флота Российской Федерации,  в городе Каспийск, Р. Дагестан. Мероприятие произвело на нас огромное впечатление. После такого начинаешь осознавать силу и мощь нашего Отечества. Однако, речь пойдет не об этом.

Главный вопрос – а как тушить эту “махину”, у которой значительная часть еще и скрыта под водой?!

На сегодняшний день тушение пожаров на морских и речных судах является одним из самых неизученных вопросов в пожаротушении.

К большому сожалению, нам неизвестны современные и качественные учебные издания по организации действий пожарно-спасательных подразделений при тушении морских и речных судов, в том числе использующих силовые энергетические установки с ядерными реакторами.

Однако, имеется ряд учебных изданий, выпущенных организациями, относящихся к Российскому морскому флоту и эксплуатации водного транспорта, в которых даны подробное описание тушению пожаров экипажем судна. Кстати современное пожаротушение жилых и производственных зданий позаимствовало некоторые технологии пожаротушения на судах. В частности современные комбинированные пожарные стволы и технология подачи огнетушащих веществ изначально разрабатывались и применялись для объемного пожаротушения в трюмах судов.

Учебные издания будут даны в окончание статьи. Советуем ознакомиться с книгами не только тем, кто охраняет или привлекается к тушению морских и речных судов, но и всем, кто связан вообще с пожаротушением.

В приведенных учебных пособиях вы встретите такой термин, как борьба за живучесть судна.

Под борьбой за живучесть судна понимаются своевременные энергичные, инициативные и квалифицированные действия его экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждению возникновения и распространения взрывов и пожаров, по борьбе с водой, пожарами, паром, дымом и по поддержанию в постоянной готовности к действию технических средств. И она является составной частью повседневной организации службы на судне.

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативными планами пожаротушения под руководством капитана.

Для борьбы с пожарами на каждом судне создаются аварийные партии (АП) и аварийные группы (АГ). Их количество, состав и место сбора определяются судовым расписанием по тревогам.

Численность экипажа суднаКоличество АП и АГ
свыше 100 человектри АП: носовая, кормовая и машинно-котельная
40 – 100 человекдве АП + одна АГ в машинно-котельном отделении
15 – 40 человекодна АП + одна АГ в машинно-котельном отделении
менее 15 человекАП не создается, весь экипаж ведет борьбу за живучесть судна

При пожарной тревоге в обязанности членов аварийной партии входит (терминология источника):

  • разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;
  • ввод в действие одновременно не менее двух-трех водоподающих стволов;
  • подача к месту пожара противопожарного инвентаря;
  • пуск судовых стационарных средств пожаротушения;
  • вскрытие и разбор конструкций;
  • закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиляционных систем.

Пожар развивается на судне отлично от аналогичных процессов на наземных зданиях и сооружениях. Эти отличия обусловлены объемно-планировочными и конструктивными особенностями судов, развитой вентиляционной системой, характерной пожарной нагрузкой.

Тактика тушения пожара на судне аварийными партиями отличается от тактики тушения пожаров на наземных сооружениях. Где-то совсем кардинально. Так, например, руководящие документы для пожарно-спасательных подразделений указывают, что при тушении трюмов судов звенья ГДЗС должны состоять не менее чем из пяти газодымозащитников. Такое количество газодымозащитников в звене определенно вызывает вопрос в целесообразности у самих пожарных. Если вы были на гражданском, а может быть военном судне, то вы сразу заметили, насколько в стесненных условиях пришлось бы работать пожарным.

Ну а кто не представляет устройство крупных судов, возможно хотя бы один раз был на прогулочном двухпалубном теплоходе. Вспомните какие низкие потолки на таком судне и насколько крутая и узкая лестница ведет на вторую палубу. И как перемещаться звену из пяти газодымозащитников по таким лестницам, уходящим на несколько уровней вверх или вниз?

В учебном пособии А.П. Ремнёва “Стратегия и тактика борьбы с пожаром” 2004 года издания, указано:

Численный состав аварийной группы разведки очага пожара составляет 2-3 человека. «Двойка» (2 человека в группе) при работе в задымленных помещениях должна использовать страховочный трос или сигнальный конец. «Тройка» трос может не использовать.

Если в рекомендациях для экипажа судна даны довольно четкие указания по количеству личного состава в аварийных группах, так почему же у пожарно-спасательных подразделений численность отличается? Повторимся еще раз, звено состоящее из 5-ти газодымозащитников в стесненных условиях внутреннего пространства судна просто не способно эффективно выполнить боевую задачу.

Опыт использования звеньев “двоек” и “троек” необходимо применять и при гражданском пожаротушении. Благо для этого есть отлично зарекомендовавшая себя практика АРиСП.

В заключение хотим рассказать о некоторых проблемах, с которыми могут столкнуться пожарно-спасательные подразделения при тушении пожаров на судах.


Проблемы тушения пожаров на судах

1. Неизученность устройства судов, расположение и назначение судовых помещений, конструкций и материалов, применяемых на судах.

Из-за незнания устройства судна проблемы с тушением пожара начинаются еще до начала тушения пожара. Оценить где может находиться очаг самостоятельно только по месту выхода продуктов горения, или даже если будет сообщено примерное место очага, практически нереализуемая задача для пожарных. Оперативные планы пожаротушения на судно, о которых мы уже упоминали, либо невозможно прочитать из-за отсутствия необходимых знаний и навыков, либо их не покажут пожарным вовсе (касается военных кораблей).

Вполне может быть, что расположение помещений и место очага вам нарисуют либо на бумаге ручкой, либо на земле (на снегу)

Поэтому устройство судов необходимо разбирать на боевой подготовке личного состава караулов с привлечением членов экипажа. При этом должны изучаться не только судна, которые стоят в доках или постоянно эксплуатируются, но и возможные прибывающие судна водоизмещение, которых позволяет принять порт, гавань и т.п.

2. Небоеспособность аварийных партий и аварийных групп экипажа судна.

У экипажа судна в большинстве случаев отсутствуют или они не используют специальную защитную одежду, дыхательные аппараты со сжатым воздухом (кислородом) и все остальные средства защиты, такие, какие есть у пожарно-спасательных подразделений. В связи с этим они просто не способны проводить тушение пожара судна в условиях высоких температур и задымления. И соответственно они не смогут провести пожарных и указать место очага. А как мы уже выяснили, пожарные не знают устройство судна…

Только реальные и приближенные к боевым пожарно-тактические учения на судне, с привлечением аварийных партий, могут помочь вам понять проблемы, с которыми вы можете столкнуться. ФОРМАЛИЗМ ЗДЕСЬ НЕДОПУСТИМ.

3. Практически полная невозможность организации радиосвязи.

Обеспечить радиосвязь при тушении пожара на судне с членами экипажа практически невозможно по причине разности каналов связи или отсутствия радиостанций у членов экипажа. Кроме того, вести радиообмен со звеньями ГДЗС, работающими внутри судна крайне сложно, по причине многочисленных помех и экранирования радиосигнала конструкциями судна.

Одним из решений может быть вооружение пожарными радиостанциями членов экипажа. Радиообмен внутри судна должен вестись короткими фразами, для этого можно использовать боевой язык газодымозащитника.

4. Быстрое изменение ситуации на судне при пожаре.

При пожаре на судне происходит быстрый прогрев всех конструкций. Огромная температура и сильное задымление создают практически невозможные условия для тушения пожара. Из-за этого вода, скапливающаяся на полу, может просто начать вскипать. Кроме того, любое судно имеет обширную разветвленную вентиляционную систему, которая способствует развитию пожара. Хотя в обязанность экипажа и входит отключение вентиляции при пожаре, все же необходимо убедиться у членов экипажа, была ли отключена вентиляция.

Используйте внутри судна преимущественно распыленные струи и избегайте излишне пролитой воды. При выборе путей подхода к очагам пожара и отвода газообразных продуктов сгорания следует избегать открывания входных дверей с наветренного борта.

Спускаться на несколько уровней вниз непосредственно к очагу опасно из-за восходящих конвективных тепловых потоков. Следует искать точки входа несколько дальше от очага и подходить с одного уровня с очагом. Поэтому когда вам кто-то из экипажа указывает где очаг и где ближайший спуск, выясняйте где еще один есть спуск на эту палубу, но на небольшом отдалении. При этом учитывайте, какими дыхательными аппаратами и с каким временем защитного действия вооружены ваши звенья ГДЗС.

5. Нестандартное пожарное оборудование

На судне вы можете столкнуться с оборудованием, предназначенным для нужд пожаротушения, но оно может совершенно отличаться от нашего пожарное оборудования. Так, например, соединительные головки пожарных рукавов, стволов могут не подходить к нашему оборудованию.

При тушении пожаров следует использовать только собственное пожарное оборудование и не рассчитывать на оборудование судна.

5. Крен судна и его затопление.

При тушении пожара происходит неравномерное распределение воды в отсеках, что приводит к частичному затопление отсеков судна, а в последствии и к затоплению всего судна. Следить за недопущением превышения веса и крена судна входит в обязанность аварийных партий экипажа судна. Они обязаны также организовать процесс откачивания воды из отсеков, в том числе удаление воды может производиться путем создания отверстий в бортах судна.

Необходимо указать специалистам аварийных партий или судовой администрации на работу по оценке и недопущению превышения максимального допустимого крена судна и своевременное оповещение оперативного штаба пожаротушения по радиостанции. Кроме этого должен быть определен единый сигнал и место отхода при крене.

Надеемся, эта статья у вас вызовет интерес, а приведённые ниже учебные издания обогатят ваш ум.

Сил Вам и вдохновения!

Когда на борту пожар. (В.И. Мартыненко, М.Г. Ставицкий)

В книге рассказывается об опыте борьбы человека с пожарами в морском торговом судоходстве. Здесь, приведены описания как характерных, так и специфических случаев кораблекрушений, аварий от пожаров на судах во время рейсов, стоянки в портах или нахождения в ремонте. Особое внимание уделено современным методам профилактики и борьбы с пожарами на судах, перспективам их развития.
Книга рассчитана на специалистов по пожарной безопасности на судах и плавсостав, может быть интересна широкому кругу читателей.

Powered By EmbedPress

Указания по расчету средств пенотушения обязательных в портах ММФ для тушения судовых пожаров

Powered By EmbedPress

Безопасность судоходства. (С.Ю. Развозов)

Powered By EmbedPress

Стратегия и тактика борьбы с пожаром. (А. П. Ремнёв)

Powered By EmbedPress

Выживание и безопасность на море в вопросах и ответах. (А.Н. Пипченко и др.)

Powered By EmbedPress

Основы борьбы за живучесть судна и обеспечения безопасности на море. (Ю. Г. Дейнего)

Powered By EmbedPress

Подготовка по борьбе с пожаром. (Г. Альмаров)

Powered By EmbedPress