В 2012 году вышли в свет Методические рекомендации по организации работы оперативного штаба пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ территориального (местного) гарнизона пожарной охраны города Москвы.
С тех пор прошло уже 10 лет, но, как ни странно, Рекомендации пользуются популярностью, как среди уже повидавших пожары начальников Штабов, так и среди собирающихся в первый раз встать за стол.
В предлагаемом документе нет ничего нового и современного. Все предложенное ниже, давно описано в разных версиях БУПО и по сути является «московским прочтением».
Читатель должен полностью понимать, что за время с момента выхода данных рекомендаций, до настоящего времени, поменялось очень много юридических форм, аббревиатур, названий и сокращений и т.д.
Для удобства предлагаем чтение с монитора, а также PDF версию для печати.
Методические рекомендации
по организации работы оперативного штаба пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ территориального (местного) гарнизона пожарной охраны города Москвы
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:
– привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;
– организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;
– необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.
Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара (далее – НШ).
НШ подчиняется непосредственно РТП.
В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица оперативного штаба пожаротушения.
В состав оперативного штаба пожаротушения по решению руководителя тушения пожара (далее – РТП) входят следующие должностные лица:
– заместители (помощники) начальника оперативного штаба пожаротушения (назначаются исходя из необходимости выполнения задач, оперативным штабом пожаротушения);
– начальник тыла (далее – НТ), помощники НТ;
– начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС (далее – КПП ГДЗС);
– ответственный за охрану труда;
– представители администрации объекта (организации) и другие лица по усмотрению РТП.
НШ распределяет между ними обязанности по решению задач в соответствии с требованиями настоящего Порядка и делегируя им часть своих полномочий.
Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:
– оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на пожаре ОШПТ;
– установление компетенции должностных лиц ОШПТ и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;
– планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;
– постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;
– осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;
– проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.
- ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОШПТ.
В соответствии с приказом МЧС России от 09.06.2011 № 156 «Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» существует 11 (одиннадцать) основных задач ОШПТ.
Основными задачами ОШПТ являются:
Задача № 1. Сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру.
1.1.По прибытию к месту пожара (ЧС) начальнику оперативного штаба пожаротушения необходимо:
– принять доклад от предыдущего РТП (НШ) об обстановке на пожаре (примерная форма доклада приложение 1 к Методическим рекомендациям);
– изучить особенности объекта визуально, путем обхода места пожара (ЧС);
– установить штабной стол (по согласованию с РТП) в месте максимального обзора (оптимальной видимости) места пожара, с учетом дальнейшей возможности расстановки и проезда пожарно-спасательной техники;
– ознакомится с оперативно-тактической характеристикой объекта (здания, сооружении), используя при этом: план (карточку) тушения пожара; паспорт (территории, округа, района, объекта), схемы, планировку объекта (здания, сооружения), технологические карты (схемы), характеристику используемых в производстве (технологическом процессе) веществ и материалов, а так же путем опроса администрации объекта. В случае отсутствия вышеперечисленных документов – использовать поэтажные схемы эвакуации, планы БТИ (бюро технической инвентаризации);
– согласовать с РТП этажность здания, нумерацию подъездов, входов, проездов, лестничных клеток.
1.2. По решению РТП, исходя из количества работающих подразделений, особенностей объекта определить порядок организации связи на пожаре (ЧС), а также передачи-приема информации по одному из следующих вариантов:
Вариант № 1: Все подразделения и руководящий состав осуществляют прием-передачу информации на канале «Пожар»;
Вариант № 2: Руководящий состав осуществляет прием-передачу информации на канале «ЧС-1», подразделения – на канале «Пожар».
В случае отсутствия радиосвязи или сильных помех в радиоэфире назначить посыльных (нарочных, связных) на участках тушения пожара (далее УТП) (секторах), а так же дополнительно использовать возможность телефонной, сотовой связи (для чего уточнить номера мобильных телефонов руководителей УТП (секторов).
Довести принятое управленческое решение до участников тушения пожара (ликвидации ЧС).
1.3. Назначить при необходимости помощника (-ов) НШ:
– помощник № 1 – по взаимодействию с дежурными службами объекта, службами комплекса городского хозяйства, Главного управления МВД России по г. Москве и др. (при невозможности их нахождения их представителей в ОШПТ);
– помощник № 2 – по учету сил и средств, работающих на пожаре (ЧС);
– помощник № 3 – по составлению схемы расстановки сил и средств (далее – СиС);
– помощник № 4 – по подготовке оперативной информации, связи с ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве и при необходимости с вышестоящими органами;
– помощник № 5 – по применению авиации;
– помощник № 6 – по организации ГДЗС и охране труда.
1.4. Уточнить:
– у НТ, начальников УТП (секторов) информацию по работающим стволам, магистральным линиям, количеству задействованного личного состава и техники;
– через администрацию объекта точный адрес, этажность, размеры в плане, объемно-планировочное решение здания (сооружения) и т.д.
1.5. Всю собранную информацию, по результатам выполненных мероприятий в рамках задачи № 1, по согласованию с РТП, передать диспетчеру территориального гарнизона пожарной охраны города Москвы.
Задача № 2. Определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для РТП (выполняется НШ).
- Расчеты необходимого количества СиС производятся лично НШ исходя из:
– количества людей нуждающихся в помощи и необходимости проведения АСР, спасении, эвакуации;
– площади пожара;
– площади тушения пожара;
– противопожарного водоснабжения на месте пожара (ЧС);
– наличия АХОВ, газовых баллонов, ВВ, газовых магистралей, электрокоммуникаций и др.;
– конструктивных особенностей объекта (здания, сооружения) и горючей загрузки с учетом прогнозируемого развития пожара (ЧС);
– необходимого количества УТП (секторов).
Результаты расчетов оформляются на штабном столе (после дублируются в электронном виде для внесения в оперативную информацию (справку) о пожаре (ЧС) и уточняются не реже одного раза в 30 минут.
2.2. Согласование результатов расчетного (необходимого) количества СиС с РТП.
2.3. Затребования необходимого количества СиС через диспетчера территориального гарнизона пожарной охраны города Москвы.
Задача № 3. Обеспечение контроля за выполнением поставленных задач осуществляется путем (выполняется НШ):
3.1. Учета отданных распоряжений в журнале «Распоряжения и информация по тушению пожара».
3.2. Получения установленным порядком докладов от начальников УТП (секторов) о прибытии СиС, наличия необходимого ПТВ и АСИ.
3.3. Получения установленным порядком своевременной информации об обстановке на УТП (секторах) и ходе выполнения поставленных задач, количестве созданных постов безопасности, количестве звеньев ГДЗС, работающих в задымленной зоне, находящихся в резерве (на отдыхе), работающих стволов, подъемных механизмов, специальной техники, бесперебойной подачи огнетушащих (специальных) веществ.
3.4. Осуществления контроля путем получения докладов за ходом выполнения задач, поставленных службам комплекса городского хозяйства и представителям объекта.
Задача № 4. Организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР (выполняется НШ).
На основании проведенных расчетов (задача № 2) на месте пожара (ЧС):
4.1. Сосредотачивается необходимое количество СиС для выполнения конкретных задач по:
– спасанию людей и эвакуации материальных ценностей;
– тушению пожара (ликвидации ЧС);
– проведению АСДНР;
– проведению специальных работ;
– тыловому обеспечению;
– медицинскому обслуживанию;
– размещению эвакуированного населения.
4.2. Сосредотачивается необходимое количество ПТВ и О, ГСМ, аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих веществ и др., для выполнения конкретных задач по видам выполняемых работ.
4.3. Проводится доведение обстановки на пожаре и постановка конкретных задач непосредственным исполнителям, старшим расчетов прибывающих сил.
4.4. Организуется обеспечение беспрепятственного проезда, установки и работы подъемных механизмов, пожарно-спасательной техники и оборудования. Для чего может назначаться ответственное должностное лицо в качестве помощника начальника тыла.
4.5. Организация работы насосно-рукавных схем и осуществление бесперебойной подачи огнетушащих веществ на УТП (сектор) (через НТ).
4.6. Обеспечение деятельности ГДЗС:
– сосредоточение необходимого количества звеньев ГДЗС для работы в непригодной для дыхания среде, организация ПБ и КПП ГДЗС (организуется через начальника нештатной службы ГДЗС, начальников УТП (секторов);
– сосредоточение необходимого количества резервных звеньев ГДЗС;
– организация работы передвижной базы ГДЗС:
а) создание необходимого резерва воздушных и кислородных баллонов;
б) организация технического обслуживания СИЗОД на месте пожара (ЧС);
в) организация заправки воздушных баллонов на месте пожара (ЧС).
Задача № 5. Ведение документации, рекомендуемые образцы которой указаны в приложениях 3, 4 и 5 приказа МЧС России от 09.06.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
5.1. Ведение документации возлагается:
– в штабе пожаротушения ГПО Москвы – на начальника караула 17 ПЧ ФПС ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;
– в штабе пожаротушения местного ГПО АО Москвы – на должностное лицо, назначенное указанием РТП помощник исполнять обязанности НШ пожаротушения (из числа начальников ПЧ (СЧ) или их заместителей).
5.2. Заполнение и внесение сведений в документацию ОШПТ производится на основании расчета необходимого количества СиС получаемой информации, постановке задач, изменении обстановки, поступлении информации по результатам разведки от участников тушения пожара непрерывно, по мере ее поступления и изменения.
5.3. Передача документации при смене личного состава ОШПТ осуществляется в порядке, определенном в задаче № 1.
Задача № 6. Составление планов (схем) расстановки СиС подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР (назначается из числа начальников ПЧ (СЧ) или их заместителей).
6.1. Схема расстановки СиС составляется должностным лицом, определенным НШ:
– на действия первого и последующих РТП;
– на момент локализации;
– на момент ликвидации горения;
– по результатам расчета необходимого количества СиС;
– по решению старших должностных лиц.
6.2. Требования к составлению планов (схем) расстановки СиС.
В электронном виде схема составляется в программе VISIO по шаблонам ВНИИПО МЧС России.
План (схема) должна содержать:
– расстановку пожарно-спасательной техники и подъемных механизмов;
– планировку объекта и подробную привязку к местности;
– местонахождение водоисточников;
– направление прокладки и тип рукавных линий, установки разветвлений;
– места выставления ПБ и КПП ГДЗС;
– направления подачи, количество, тип ручных и лафетных стволов (водяных, пенных, порошковых, газовых);
– границы участков и секторов тушения пожаров;
– определение решающего направления на пожаре;
– направление путей распространения пожара;
– место сосредоточения резерва на пожаре;
– место нахождения ОШПТ;
– место ввода разведки, звеньев ГДЗС;
– место очага пожара и зон горения (задымления);
– места обнаружения погибших (пострадавших) возможные места нахождения людей, которых необходимо эвакуировать;
– места возможного нахождения АХОВ, ОВ, РВ и ВВ.
Задача № 7. Создание на пожаре резерва СиС подразделений.
7.1. Резерв СиС на пожаре создается в целях:
– сосредоточения на месте пожара необходимого количества СиС, для подмены личного состава на УТП (секторах), замены вышедшего из строя оборудования и техники, всестороннего обеспечения тушения пожара;
– проведения незамедлительного маневра СиС изменения обстановки на месте пожара (ЧС);
– для незамедлительного обеспечения проведения действий по спасению личного состава ГПО Москвы и приданных сил.
7.2. Старшим резерва назначается должностное лицо по решению РТП (НШ), из числа прибывшего руководящего состава Т(М)ГПО Москвы.
7.3. Необходимое количество резерва СиС на месте пожара (ЧС) определяется:
– при обычных условиях работы – из расчета одно резервное отделение на три отделения, принимающих участие в тушении пожара;
– при тяжелых условиях работы (подземные сооружения, станции метрополитена, здания повышенной этажности, трюмы судов и т.д.) – из расчета одно резервное отделение на каждое отделение, принимающие участие в тушении пожара.
7.4. Обязанности старшего резерва и порядок его взаимодействия с НШ.
Старший резерва обязан:
– определить места стоянки резервной техники, сосредоточения резервного ПТВ и О, специальных огнетушащих веществ;
– определить место сбора личного состава, входящего в резервную группу;
– вести учет резервных отделений, техники, звеньев ГДЗС, докладывать НШ о количестве находящихся резервных подразделений.
Задача № 8. Обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре.
В целях обеспечения деятельности ГДЗС на пожаре необходимо назначить помощника НШ по организации ГДЗС и определить необходимое количество звеньев и личного состава ГДЗС.
8.1. Создать резерв звеньев ГДЗС для работы в условиях непригодной для дыхания среды.
8.2. Создать ПБ (КПП) ГДЗС, в количестве, определяемом нормативными документами.
8.3. Определить порядок связи и передачи информации между ПБ (КПП) ГДЗС и звеном ГДЗС.
8.4. Определить порядок связи между ПБ (КПП) ГДЗС и ОШПТ.
8.5. Определить порядок доведения информации об обстановке на пожаре до ПБ (КПП) ГДЗС и звеньев ГДЗС (по радиостанции, телефонам и через связных)
8.6. Определить необходимую экипировку ПБ (КПП) ГДЗС и звена ГДЗС (АХОВ).
8.7. Определить порядок задействования резервных звеньев ГДЗС.
8.8. Определить необходимый запас воздушных и кислородных баллонов сосредотачиваемый на месте пожара.
8.9. Определить место и порядок работы передвижной базы (баз) ГДЗС.
8.10. При необходимости назначается помощник начальника штаба по организации пожарной связи на пожаре.
8.11. Определить приоритеты выхода в радиоэфир, в зависимости от:
– важности информации;
– уровня оперативно-должностного лица на пожаре (РТП, НШ, НУТП (сектора);
– участников тушения пожара.
8.12. Создать резерв средств связи из расчета – одна резервная радиостанция на три отделения (расчета).
8.13. Довести информацию о порядке организации связи до участников тушения пожара (ЧС) по имеющимся каналам связи.
Задача № 9. Обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре (назначается из числа сотрудников ОППиПС управлений по АО Главного управления МЧС России по г. Москве или отрядов ФПС по г. Москве).
9.1. Назначить ответственное лицо по контролю за соблюдением правил по охране труда на пожаре (ЧС) (назначается из числа сотрудников ОППиПС управлений по АО Главного управления МЧС России по г. Москве или отрядов ФПС по г. Москве).
9.2. Назначить наблюдателей за состоянием и поведением строительных конструкций горящего здания (объекта).
9.3. Организовать контроль за наличием и использованием необходимой экипировки личного состава (в зависимости от вида пожара (ЧС)) и вида выполняемых работ.
9.4. Организовать контроль за соблюдением правил охраны труда при работе с техникой, ПТВ и О, специальными огнетушащими средствами и другим оборудованием участниками тушения пожара.
9.5. Организовать контроль за соблюдением требований охраны труда при выполнении задач в зависимости от вида и места выполняемых работ.
9.6. Через администрацию объекта, с использованием плана (карточки) тушения пожара или с применением технических средств передвижной лаборатории УМЛК и ЧС ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве уточнить:
– вид опасности для личного состава;
– возможную зону воздействия первичных и вторичных опасных факторов;
– необходимые средства для защиты личного состава;
– регламент работы личного состава в условиях воздействия опасных факторов;
– места размещения резерва личного состава и техники.
9.7. Определить порядок организации медицинского обслуживания участников тушения пожара (ЧС), для чего НШ определяет место дислокации пункта медицинской помощи (стоянки автомобилей бригад СиНМП ДЗ г. Москвы, НПЦ ЭМП ДЗ г. Москвы, медицинских служб Т(М)ГПО Москвы).
При необходимости назначить помощника НШ по медицине (при тушении пожаров, ликвидации ЧС на объектах АХОВ, РОО).
Задача № 10. Реализация мер по поддержанию готовности СиС подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР достигается за счет:
10.1. Высокой требовательности к участникам тушения пожара, в части касающейся выполнения поставленной задачи.
10.2. Своевременного сосредоточения необходимого запаса материально-технических средств на месте пожара (ЧС).
10.3. Своевременной замены личного состава на УТП (секторе) в зависимости от вида выполняемых работ, времени года, температуры окружающей среды.
10.4. Организации питания, а также создания условий для обогрева (в условиях низких температур) и отдыха личного состава подразделений.
10.5. Организации ТО и ремонта пожарно-спасательной техники, ПТВ и О на месте пожара (ЧС).
10.6. Своевременного уточнения оперативной обстановки в городе и принятых мерах по:
– передислокации подразделений;
– вводу в боевой расчет резервной техники и личного состава;
– организации дежурства резервной смены службы пожаротушения.
Ответственным за выполнение данной задачи назначается из числа заместителей начальников управлений по АО Главного управления МЧС России по г. Москве и отрядов ФПС по г. Москве по материально-техническому обеспечению.
Задача № 11. Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов) может осуществляться:
11.1. В следующих вариантах:
– непосредственно на месте пожара (ЧС);
– через ЦУКС управления по АО Главного управления МЧС России по г. Москве;
– через ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве.
11.2. Включением в состав ОШПТ представителей администрации объекта, служб комплекса городского хозяйства, МГСЧС.
11.3. Обеспечением постоянного нахождения представителей администрации, из числа инженерно-технических работников, а также служб комплекса городского хозяйства в ОШПТ, постоянное участие в его работе. Организацией устойчивой системы связи с указанными категориями должностных лиц.
11.4. Уточнением и доведением складывающейся обстановки на пожаре (ЧС) до руководителей объекта, служб комплекса городского хозяйства, МГСЧС, с целью прогноза развития пожара, ЧС.
11.5. Проведением оперативных совещаний (заседания КЧС и ПБ АО, города) с целью уточнения обстановки, порядка и правил выполнения поставленных задач, прогноза развития пожара (ЧС).
11.6. Постановкой конкретных задач должностным лицам, назначенным в ОШПТ, с обязательным занесением поставленной задачи в журнал учета отданных распоряжений РТП.
Ответственным за выполнение задачи назначается личный состав из числа руководителей управления по АО Главного управления МЧС России по г. Москве или отряда ФПС по г. Москве.