Уже много лет в пожарной охране идет жаркий спор: объявить ранг пожара или запросить дополнительные силы. Спору этому не один год, но правильного ответа мы так не знаем до сих пор.
В самом начале рассмотрения вопроса хотелось бы немного обратиться к руководящим документам.
В различных действующих и не так давно отмененных источниках мы видим одно и то же определение: Номер (ранг) пожара является условным признаком сложности пожара и определяет количество расчётов (отделений) на основных пожарных автомобилях, привлекаемых для его тушения исходя из возможностей пожарно-спасательного гарнизона.
Ранг пожара может быть повышенным, от №2 и выше, и наивысшим, т.е. максимально возможным для того или иного гарнизона исходя из количества подразделений, техники и личного состава, с учетом резерва.
Само определение номера (ранга) пожара это просто определение, а все самое интересное начинается с повышенного номера, т.е. с «двойки», который предусматривает высылку техники и руководящего состава, и для дальнейшего повествования это очень важно!!! Забегая немного в перед, скажу, что пожар ранга «Пожар №1-Бис», это не повышенный номер, это добор необходимой техники, при чем добор для начальников караулов и может быть для оперативных дежурных МПСГ (в настоящих реалиях для РТП-1 или РТП-2).
Следующим руководящим документом, который внесет нам немного красок, будет Боевой устав, который в разных своих пунктах гласит, что управление силами и средствами на месте пожара предусматривает определение необходимых сил и средств и то, что ранг пожара определяет РТП.
И вроде бы пока все ровно, но вопрос, к рассмотрению которого мы подошли, настолько многогранный, что начнем, пожалуй, с исторических аспектов.
Ранги пожаров существовали еще в те времена, когда пожарные ходили в металлических касках, расчеты прибывали к месту пожара на конной тяге, а современные насосы, с электронной начинкой, еще не были придуманы даже самыми смелыми фантастами того времени.
Как нам известно, во время начинания пожарной охраны, как самостоятельной и постоянно действующей структуры, дополнительные силы запрашивались поднятием цветных шаров на пожарной каланче.
В принципе с того времени ничего не изменилось, но как известно изменились технологии.
Теперь, что бы запросить силы, достаточно речевого сообщения переданного при помощи носимой радиостанции или автоматической высылки определенного (заложенного) набора пожарно-спасательной техники при поступлении заявки на тот или иной объект. Количество и тип высылаемой техники определяется в документах предварительного планирования действий пожарно-спасательных подразделений – Расписанием выездов, а так же расчетами в планах тушения пожара, на тот или иной объект.
Но если в былые времена все понятно, шары и все, то теперь все настолько запутанно, что человеку несведущему или непричастному к пожарной охране просто так не разобраться.
Современная практика предусматривает следующие варианты высылки сил и средств (данные варианты описаны достаточно условно, для того, что бы ввести читателя в курс дела):
- силы и средства высылаются по рангу пожара «Пожар №1» (чаще всего выезжает дежурный караул);
- силы и средства высылаются дополнительно (по запросу РТП, по решению диспетчера гарнизона, по решению оперативного дежурного местного пожарно-спасательного гарнизона или по решению старших оперативно-должностных лиц территориального пожарно-спасательного гарнизона);
- силы и средства высылаются автоматически (на отдельные адреса (особо важные или охраняемые объекты) заложен «автомат» предусматривающий, чаще всего, набор техники по повышенному рангу пожара или по рангу пожара «Пожар №1-Бис»).
И тут мы в первый раз плотнее касаемся интересной вещи, такой, как пожар ранга «Пожар №1-Бис». Если внимательно читать выдержки из руководящих документов, то «1-Бис» это не повышенный ранг сложности, это, как уже было сказано выше, добор необходимой техники – тонкая грань или прослойка, между «первым» и «вторым» номером.
Понятие «Бис» (лат. – дважды) имеет математическую основу и как логично из перевода означал удвоение. Изначально ранг пожара «Пожар №1-Бис» предусматривал удвоение техники, следующее по первому номеру. Например: в дневное время по первой заявке на пожар в жилом секторе следует 2 основных отделения и подъемный механизм, а в ночное –
3 основных и автолестница, плюс от количества заявок или по решению диспетчера гарнизона дополнительно высылаются АГДЗС и/или АСА.
Пока получается все ровно, по первому номеру едет 3 автомобиля,
по «Бису» – шесть (логичное удвоение), но история развития пожарной охраны преподносит нам первый, интересный и не для всех понятный поворот.
В настоящее время, в отдельных гарнизонах нашей страны, ранг пожара «Пожар №1-Бис» предусматривает высылку техники в несколько раз больше, чем удвоение ранга пожара «Пожар №1». Например, в Москве это почти в 4,5 раза больше, по «1-Бис» высылается 14 единиц основной и специальной пожарной техники.
И тут снова мы обращаемся к историческим аспектам. Но погружение в историю будет не таким глубоким и изменение «математического биса» лежит в обозримом прошлом, ограниченным временными рамками существования нашего Министерства. Увеличение количества высылаемой техники по «1-Бис» это своего рода хитрость, позволяющая набрать необходимое количество элементов техники, без повышения ранга пожара и без привлечения дополнительного количества руководящего состава. Вроде бы все логично, то в результате мы получили такой «тонкий лед», который не раз ломался, но и не раз выручал.
Ровно так же как хитрость можно рассмотреть следующее: объявление повышенного ранга пожара, но при этом запрос техники идет по следующему рангу, в радиоэфире это звучит примерно так: «Ранг пожара «Пожар №2, технику выслать по «третьему номеру». С одной стороны, это и хитрость, но с другой и правда жизни. Если РТП не требуется излишнее количество руководящего состава, а требуются дополнительные отделения, то он вполне вправе поступить именно так.
Хотя часто при разборе пожара считается наоборот, и РТП принявший такое решение зачастую оказывается неправ, но опять же это разные трактовки одних и тех же руководящих документов.
Жестких рамок объявления номеров и запроса техники – нет и мало вероятно, что будет. Ведь, если рассудить логически, то это решение РТП, да в некоторых случаях это может быть результатом ошибки (в случае, если локализация была объявлена раньше необходимого, пожар увеличился в площади и т.д.), либо это может быть результатом расчетов сил и средств и четкого понимания того, что на месте пожара нужна только техника и личный состав, и не требуется привлечение руководящего состава.
Ненужный ажиотаж вокруг номерных пожаров заставил систему извиваться и искать пути выхода. Ведь ни для кого не будет секретом, что бывает, так, что достаточно хорошо потушенный пожар может считаться «потушенным плохо» из-за того, что ответственные должностные лица регионального ЦУКСа не вовремя отправляют отчетные документы в Национальный ЦУКС, которые совершенно никаким образом не влияют на работу штаба, боевых участков, звеньев ГДЗС и ствольщиков. Зачастую эти самые отчетные документы (схемы, донесения, доклады с места) играют большую роль, нежели мастерство работы пожарных работающих непосредственно на боевых участках.
Для продолжения повествования и понимания, как же объявляется (присваивается) номер (ранг) пожара и что с этим может быть не так, еще раз повторимся, ранг пожара объявляет РТП, ранг пожара определяется по результатам разведки пожара и складывается их двух составляющих: техники и руководящего состава.
Вместе с этим существует несколько точек зрения, какой же ранг пожара был присвоен тому или иному пожару, и какой ранг пожара считать правильным после ликвидации:
- ранг пожара – наивысший присвоенный номер сложности в ходе тушения (пример: в ходе тушения пожара РТП (в независимости от его порядкового номера) объявляет «третий номер». Далее мы имеем несколько вариантов развития:
- до момента ликвидации пожара ранг пожара не снижается, позже пожар исследуется как пожар «третьей категории сложности», личный состав получает материальное вознаграждение за участие в его тушении;
- следующий прибывший РТП, проводит разведку, оценивает ситуацию, и понимает, что «третий номер» это лишнее и понижает ранг пожара до второго, и делается это за долго до локализации, такое развитие событий может быть более взвешенным решением, нежели первая реакция (стресс/страх и т.д) предыдущего РТП (далее ранг пожар остается повышенным т.е. вторым);
- ранг пожара остается «третьим» практически до самой локализации, РТП, идя на очередную хитрость, снижает ранг до второго или вообще до ранга пожара «Пожар №1-Бис» – не совсем честный вариант, т.к. сил и средств, затраченных на локализацию пожара требуется по «третьему», а в итоге остается «второй» или того меньше);
- ранг пожара – ранг, определяемый Расписанием выездов исходя из:
- количества высланных единиц пожарно-спасательной техники – надо понимать, что высланная техника, это еще не ранг пожара, это пожарные машины, следующие к месту вызова, и только решение РТП определит – будет ли событие в сумме с прибывшей техникой номерным пожаром;
- количества высланных основных единиц техники – тоже не совсем корректный вариант определения категории сложности (РТП-1 запрашивает сил по «1-Бис», следующий к месту пожара должностное лицо, которое вероятнее всего станет следующим РТП, запрашивает еще 5 основных отделений, и по логике данный пожар сразу становится «вторым номером»… достаточно сомнительное определение, т.к. нельзя определять номер пожара только (исключительно) по количеству основных отделений);
- от количества высланных к месту пожара руководящего состава (старшее должностное лицо гарнизона высылает на место пожара «1-Бис», всех должностных лиц обязанных следовать на «второй номер», более не логично, как и в предыдущий раз).
Так же существует и логически правильное повышение номеров сложности. РТП, понимая, что пожар по тем или иным причинам развивается, поднимает его ранг до следующего, либо второй/третий и т.д. РТП логично повышает ранг до того момента, пока по расчетам, исходя из тактических соображений, возможностей гарнизона условия локализации, скорость сосредоточения техники, времени подачи ручных водяных стволов – приведут нас к остановке выбора номера пожара.
Стоит понимать, что играть с запросом техники по «третьему» номеру без объявления вообще какого-либо номера не стоит. Во-первых, всей прибывающей техникой и личным составом надо кому-то управлять. Конечно, можно на боевые участки начальниками назначать командиров отделений, но рано или поздно такое руководство рухнет и приведет к непоправимым последствиям. Во-вторых, прибывшая «армия» требует встречи, расстановки, обеспечения и прочего и справиться с этим без надлежащего руководства, организации штаба и тыла на пожаре просто не получиться!
В итоге мы видим, что, казалось бы, простой вопрос «Объявить ранг или запросить силы» является настолько сложным, что у нас получилось только озвучить проблему, чем дать какой либо внятный ответ. Все очень тонко завязано на специфике и возможностях того или иного гарнизона, от требований руководителей Главных управлений, от решений принимаемых службой пожаротушения, от удаленности места пожара от средств массовой информации и т.д.
Сугубо мое мнение, РТП имеет право запрашивать количество техники и на ранг выше без повышения ранга. Но при этом, категорически неприемлемо запрашивать технику на два ранга больше объявленного. Т.е. если РТП четко представляет, что делает, и взвешенно принимает решение – объявленный «1-Бис» увеличить до «двойки», без привлечения руководящего состава, то не стоит ему в этом мешать. Но он не может запросить силы по «третьему» без объявления «второго».
Решение РТП, это решение РТП. Если кто то хочет изменить его, то делать это следует, приняв у него руководство. И ни в коем случае не влиять на него по средствам связи (по телефону или радиостанции), не прибыв на место пожара.
Время, которое должно быть затрачено на определение ранга пожара (проведение разведки) никаким руководящим документом не регламентировано. Поэтому, у нас есть так называемое «окно возможностей» позволяющее нам решить пожарно-тактическую задачу на практике, и ответить на вопрос: какой ранг объявить и/или сколько техники требуется.
Но реалии нашей жизни таковы, что от РТП требуется моментальное определение номера сложности пожара (порой даже не выходя из пожарного автомобиля), что по своей логике совершенно невозможно. Практика подсказывает, нам, что при отсутствии внешних признаков пожара, в горящем объекте может быть «жарко» и совершенно наоборот, по внешним кажущийся «ад», зарево и дым которого видно со всех точек города может быть просто большим костром.
Часто получается, что на последующих за тушением пожара разборах, должностных лиц бывших РТП «ругают» за не объявление номера или запрос неоправданно большого количества техники. И вроде бы четко прописанные истины в руководящих документах могут трактоваться совершенно по-разному. И пока в данном вопросе не будет поставлена окончательная точка мы перед РТП всегда будет стоять дилемма: объявить ранг или запросить силы…