5№

Элементарные правила организации тыла на пожаре

Согласитесь, что трудно представить себе сколь-нибудь серьёзное пожаротушение без тылового обеспечения. Не построив на месте происшествия надёжную, работоспособную и легко наращиваемую систему обеспечения водой и другими огнетушащими средствами, нереалистично ожидать, что само тушение пожара пойдёт гладко. Перебои с подачей воды в мировой практике не раз приводили к трагическим исходам как для гражданских лиц, так и для самих пожарных, поэтому мы просто обязаны совершенствовать своё мастерство в деле обеспечения тыла.

В этой статье мы хотели бы привести несколько простых практических правил, которые я выработал для себя в ходе своей службы. Эти правила являются моим собственным представлением об организации тыла на пожаре и проистекают из моего личного опыта. Здесь эти правила предложены для ознакомления и не обязательны для выполнения, однако замечу, что их соблюдение в значительной мере упростит и без того нелёгкий труд пожарных.

ПРАВИЛО №1
Подача ствола только через разветвление.

Правило подачи стволов только через разветвление в большей степени относится к культуре тушения, невыполнение правила ведет к «классическим ошибкам организации тыла» – отсутствию возможности подать дополнительные стволы и затруднительному спуску воды с рукавной линии, проложенной на высоты.

При этом, рукавной линией от пожарного автомобиля до разветвления может служить напорный рукав диаметром
77 мм любой длинны.

ПРАВИЛО №2
Обеспечение бесперебойной подачи воды для головной автоцистерны
.

Обеспечение бесперебойной подачи воды (здесь и далее под словом «вода» имеется ввиду огнетушащие вещества) для головной автоцистерны открывает большое «окно возможностей» в следующих случаях:

  • при выходе из строя головной автоцистерны – есть возможность переключения стволов на магистральную линию;
  • при выходе из строя пожарного автомобиля, установленного на водоисточник или разрыва магистральной линии – есть время для работы стволов от емкости головной автоцистерны, время на замену поврежденной магистральной линии, а так же время на ремонт или замену автомобиля установленного на водоисточник.

Исключение из правила:

Возможна установка третьего прибывшего основного пожарного автомобиля на водоисточник, в том случае, если подача ручных водяных стволов от первых двух прибывших основных автомобилей на решающем направлении может привести к успешному тушению пожара.

Условия для исключения из правил:

  • РТП-1 четко понимает и твердо уверен что делает;
  • развертывание производится на момент прибытия первых подразделений;
  • расстояние от водоисточника до места пожара незначительное;
  • время сосредоточения дополнительных сил минимальное;
  • прибывающие подразделения четко знают свою задачу.

В том случае, если не соблюдается одно из условий рисковать не стоит.

Правило №3
Подача воды на высоты выше 1-го этажа – только от автоцистерны.

Данное правило обеспечивает качественную работу ручных водяных стволов на высотах вследствие обеспечения необходимого давления головной автоцистерной.

Работа стволов на высотах непосредственно от магистральной линии может быть неудовлетворительной из-за большой удаленности водоисточника, неправильной прокладки рукавных линий, сопротивления напорных рукавов и т.д. А в случае выхода из строя пожарного автомобиля, установленного на водоисточник, или повреждения магистральной линии работа стволов может быть прекращена на длительное время.

Конечно, при нехватке пожарно-спасательной техники, долгого времени прибытия дополнительных сил и т.д. возможна, и даже часто практикуется, работа стволов непосредственно от магистральной линии. Но подача воды на тушение с помощью подъемных механизмов должна осуществляться только согласно данного правила (магистральная линия, без головной автоцистерны не обеспечит качественную работу лафетного ствола подъемного механизма).

ПРАВИЛО №4
Подача воды вниз – самотеком.

При тушении пожаров в подземных сооружениях рукавные линии находятся под дополнительным давлением, создающимся за счет геометрического напора. В этом случае создаются аварийные условия для рукавных линий.

Для обеспечения нормальной работы насосно-рукавной системы при тушении пожаров в подземных сооружениях необходимый напор на насосе должен быть уменьшен с учетом глубины заложения сооружений.

Первый пуск огнетушащего вещества должен быть осуществлён самотеком и повышаться только в случае необходимости.

ПРАВИЛО №5
Пожарный насос не может дать больше своей мощности, а напорный рукав больше пропускной способности.

Ствол следует выбирать с расходом не более пропускной способности рукавной линии, а суммарная пропускная способность рукавных линий не должна быть больше производительности пожарного насоса.

Максимальный общий расход водяных стволов, подаваемый от одного пожарного автомобиля не должен превышать максимального расхода пожарного насоса. С учетом того, что «средний» пожарный насос имеет расход 40 л/с, то от одного пожарного автомобиля не стоит пытаться давать более 4-х современных ручных ствола.

С учетом того, что полная пропускная способность рукавных линий имеет дробные значения, а проведение математических расчетов в условиях пожара дело достаточно сложное, был придуман термин усредненная пропускная способность позволяющая проводить указанные расчеты даже школьникам.

Таблица 1

Сравнительная таблица полной и усреднённой пропускной способности напорных рукавных линий

Диаметр рукавной линии, ммПолная пропускная способность, л/сУсредненная пропускная способность, л/с
385,75
5110,210
6617,115
7723,320
8940,040

Использовать ручной водяной ствол с пропускной способностью до 10 л/с и рукавную линию 38 мм – нецелесообразно, так как пропускная способность рукавной линии 38 мм – 5 л/с и она не обеспечивает полную эффективную способность работы ствола (т.е. ствол будет работать не на полную мощность). Лучше всего выбирать ствол с расходом равным пропускной способности рукавной линии – это позволит работать на полую мощность.

Для более эффективной работы магистральных линий стоит помнить, что от одного пожарного насоса можно проложить
2 магистральные линии диаметром 77 мм или одну диаметром 89 мм.

ПРАВИЛО  №6
Подача воздушно – механической пены только по схемам, исключающим ее попадание в городскую водопроводную сеть.

Подача воздушно-механической пены от одного пожарного автомобиля чаще всего не вызывает никаких проблем. Но вот уже подача ВМП от автомобиля, установленного на пожарный гидрант, может привести к ее попаданию в городскую водопроводную сеть. А использование автомобиля или нескольких автомобилей воздушно-пенного тушения становиться еще большей проблемой.

Правила подачи воздушно-механической пены.

  • запрещается подача ВМП от пожарного автомобиля, установленного на пожарный гидрант;
  • подача ВМП только через промежуточную емкость (промежуточный пожарный автомобиль);
  • для работы АВПТ использовать предлагаемые схемы.

ПРАВИЛО  №7
Не умеешь считать ступени перекачки – ставь ступень каждые 300-350 метров.

Расчет ступеней перекачки на месте пожара задача практически не выполнимая и зависит от многих факторов: расстояния между пожарными автомобилями, препятствиями между ними, рельефа местности, профессионализма водительского состава и начальника тыла и т.д.

По этому, для расчета ступеней было выбрано одно простое правило: «Не умеешь считать ступени перекачки – ставь ступень каждые
300-350 метров».

ПРАВИЛА 38-х рукавов

Появляющиеся в боевых расчетах напорные рукавные линии диаметром 38 мм (далее – 38 рукава, 38 линии) – несут в себе больше опасностей, чем пользы. Конечно, 38 линия значительно легче и маневреннее линии 51 мм аналогичной длинны, но сопротивление, низкая пропускная способность и повышенная чувствительность к перегибам и заломам делают напорные рукава диаметром 38 мм достаточно коварным пожарно-техническим вооружением, требующим строгого соблюдения определенных правил.

Правила 38-х рукавов

  • не применять 38 линии, если не пробовал их до пожара;
  • 38 рукава – квартирные рукава (от входа в квартиру до очага пожара);
  • прокладка только по горизонтальной плоскости (никаких вертикальных подъемов);
  • при выборе 38 рукавов – используй ствол с расходом не более
    3,5 л/с;
  • в одной рукавной линии не более 3-х рукавов,
    а лучше не более 2-х;
  • никаких переломов и загибов;
  • не использовать при температуре ниже 0 °С.

P. S.

Данные правила являются представлением авторов об организации тыла на пожаре, исходя из личного опыта. Правила предложены для ознакомления и не обязательны для выполнения, но их соблюдение в значительной мере облегчит и без того не легкий труд пожарных.