5№

Графические схемы АРИСП: обозначения которых нет

Составление схем тушения пожара является неотъемлемой составляющей деятельности в пожарной охране. Они преследуют нас на протяжении всей службы, мы создаём их сами, видим их в справках о пожаре, в описаниях действий пожарно-спасательных подразделений.

По грамотно составленной схеме можно понять, как именно был потушен тот или иной пожар, как действовали звенья ГДЗС, как был организован тыл на пожаре, какие тактические приемы использовал РТП для успешной локализации и ликвидации пожара.

Однако как бы эта тема не была проработана, есть в ней пробел. И это аварийные ситуации, когда газодымозащитники попадают в угрожающее их жизни положение. Тут мы сталкиваемся с проблемой, когда условных графических обозначений, отображающих элементы операции спасания, попросту нет.

Давайте немного поразмышляем над тем как же должна выглядеть схема разрешения аварийной ситуации с обозначением на ней тех или иных технологий АРИСП, используя за основу приложение действующего БУПО.

Разберёмся, что из себя представляет схема расстановки сил и средств. По своей сути это графическая модель, где при помощи определенных элементов изображаются различные этапы хода тушения пожара. Какими же должны быть графические элементы на схеме в случае возникновения на месте пожара аварийной ситуации, работы звеньев спасания и в подобных аспектах?

Во-первых, главным «двигателем» АРИСП является команда, состоящая из нескольких подготовленных звеньев спасания. Соответственно, первичной тактической единицей является само звено спасания.

Известно, что такие звенья отличаются своей задачей, оснащением, тактикой действий от линейных звеньев ГДЗС. Таким образом, на схеме звено спасания должно кардинально отличаться от привычного обозначения звена ГДЗС. Это может быть контур круга, олицетворяющий «круг звена ГДЗС», с буквой «А» в центре, первой буквой аббревиатуры АРИСП.

Значит обозначение звена спасания с ручным водяным стволом, работающим на третьем этаже, будет несильно отличаться от существующих обозначений:

Надеемся, уважаемый читатель не будет придумывать иные смыслы этому обозначению. Круг звена ГДЗС с буквой «А» и ничего более!

Не секрет, что звено спасания, выполняющее боевую задачу без рукавной линии, но с линией поиска в качестве направляющей, движется в 2- 3 раза быстрее.

Но действующие обозначения не предусматривают изображение звена ГДЗС без средств тушения, хотя таких звеньев на пожарах присутствует немало. Например, при замене одного звена другим, при проведении проверки вышележащих этажей, в случае тушения подручными средствами. И, конечно, в нашем случае, звено, проводящее аварийную пожарную разведку с использованием линии поиска.

Отсюда напрашивается вывод: стоит заменить рукавную линию на линию поиска и убрать ручной водяной ствол. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. При составлении схем, линии поиска непременно должны различаться по цветам, причём мы должны исключить синий и черный цвет, ведь этими цветами на схемах обозначают напорные рукавные линии.

Удивляет, что в БУПО было принято обозначение рукавов чёрного цвета. Мы привыкли составлять схемы, следуя простым и понятным правилам: вода – синим цветом, огонь – красным. Однако, сделать с этим что-то сейчас сложно.

Важно учитывать, что при исследовании пожара схема обязательно должна быть составлена в цвете. Тем более велика вероятность допущения ошибки, которую современные редакторы предпочитают не замечать. А при чёрно-белой печати все цветные линии превращаются в различные оттенки серого.

И если мы будем обозначать линии поиска звеньев спасания цветными линиями, то, при отсутствии возможности цветной печати, их легко можно будет спутать с проложенными рукавными линиями. Предлагаем для наглядности линии поиска обозначать цветными пунктирными линиями.

Но и это еще не всё. Читая схему, не должно возникать вопроса, что же собственно звено спасания делало при проведении аварийных работ и кто эти работы выполнял. И тут мы, по аналогии с подготовкой сумки линии поиска, предлагаем сделать так же на схемах: добавить «бирку» с номером подразделения, количеством газодымозащитников и выполняемой задачей.

Ниже можно увидеть пример обозначения звена спасания, «двойки» (звено ГДЗС из двух газодымозащитников первой автоцистерны 76 ПСЧ), без ручного водяного ствола, работающее с зелёной линией поиска и проводящее аварийную пожарную разведку в подвале:

Причём на схемах «А» в круге» доходит до последней точки своего маршрута, то есть до цели. Либо туда, где была закреплена линия поиска или где звено повернуло обратно.

На тренировках и при выполнении боевой задачи звенья ГДЗС должны использовать цветные линии поиска с бирками, поэтому и при обозначении пути исследования пожара стоит использовать этот «трюк». Изображать линии поиска следует различными цветами, в обязательном порядке отмечая цвет линии поиска в текстовой части описания хода тушения пожара.

Но как быть, если на одной и той же линии поиска может работать несколько звеньев спасания с разными задачами, например, звено разведки, упаковки и эвакуации? Ответ простой – не обозначать каждый раз 3 разные линии, ведь мы используем одну линию, один маршрут, а просто добавлять «бирки».

Обозначение звеньев разведки, упаковки и эвакуации, работающие на фиолетовой линии поиска с пометкой номеров и типов техники подразделений, и количества газодымозащитников в каждом звене указано на рисунке ниже:

Помимо этого, при проведении разведки на больших площадях или в зданиях с развитой/продолжительной коридорной системой первое звено спасания может не дойти до цели или по каким-то обстоятельствам будет вынуждено повернуть обратно. К этому моменту направленное следующее звено, используя уже существующую линию поиска, успешно пройдёт начатый маршрут и углубится в непригодную для дыхания среду дальше, применяя уже свою линию. В этом случае принимаем необходимость обозначения двух линий поиска и двух «бирок» на одном маршруте.

При составлении схемы нельзя забывать главное: звенья спасания ищут пожарных. То есть наших с вами коллег. И тут, по аналогии с обозначением звеньев спасания, мы должны обозначать «самих себя» отличными от общепринятых графических элементов, обозначающих пострадавших гражданских лиц. И раз уж «квадратные корни» уже заняты, предлагаем обозначение аварийных пожарных в виде фигуры человека.

Если аварийных пожарных несколько в разных местах, то мы обозначаем несколько «человечков» с персональными данными (позывными) или цифрами, принятыми для аварийных пожарных при составлении описания пожара или их фамилиями, если их личные данные не составляют секрета.

Для более наглядного изображения погибших и пострадавших пожарных предлагается ввести обозначения «плюса» и «минуса» красным цветом, где «-» означает погибший, «+» означает пострадавший.

В случае, когда в аварийную ситуацию попало звено ГДЗС, и оно находится в одном месте, на схеме мы обозначаем всех аварийных пожарных общим обозначением звена ГДЗС.

Возникает вопрос, почему именно такое обозначение? Ведь звено ГДЗС обозначается на схеме совершенно по-другому. Дело в том, что существующие обозначения не предусматривают разделение одного «стандартного обозначения звена ГДЗС» на трёх аварийных пожарных. Получается, если звено ГДЗС из трёх человек разделилось на одного и двух газодымозащитников, то при составлении схемы мы данную аварийную ситуацию просто не можем отобразить.

Не забывайте, что в данном материале мы говорим о составлении схемы аварийной ситуации на месте пожара, где возможен негативный исход, поэтому давайте отступим от привычных рамок, которые мы так боимся оставить, и продолжим размышления.

Если во время исследования пожара нам удаётся полностью воссоздать маршрут передвижения аварийного пожарного, то почему бы его путь не обозначить чёрным пунктиром: от места аварийной ситуации до места его обнаружения.

Есть мнение, что при составлении схем не имеет смысла разрабатывать отдельные графические изображения, обозначающие заметаемую площадь, а также принимаемые командиром звена решения о выборе алгоритмов пожарной разведки на малых площадях.

И этому есть несколько причин:

  1. Получается достаточно сложное графическое изображение: нужно прорисовать каждого газодымозащитника звена спасания и изобразить его маршрут движения;
  2. Также необходимо примерно указывать заметаемую площадь, а это технически невозможно, ведь если звено спасания действовало в условиях отсутствия видимости, то заметаемая ими площадь никак достоверно не может быть изображена, только условно;
  3. Может произойти так, что маршруты нескольких звеньев будут пересекаться, соответственно, на схеме в отсеках малых площадей может получиться «каша» из отдельных газодымозащитников, их пунктирных маршрутов и заметаемых площадей;
  4. Для многих лиц, составляющих схемы, прорисовать каждого газодымозащитника и заметаемую площадь будет достаточно сложно. А ещё сложнее будет тем, кто её «прочтёт»: многое может быть непонятно.

Поэтому используемый алгоритм аварийной пожарной разведки каждого звена спасания и примерная заметаемая площадь должны быть указаны в текстовой части разбора аварийной ситуации.

Но мысли о том, что большинство информации об используемом алгоритме пожарной разведки можно будет получить из схемы, а также то, что в некоторых случаях, например, для прорисовки отдельных нюансов разрешения аварийной ситуации или когда составление подробной схемы просто необходимо, привели к тому, что было решено определить графическое изображение каждого газодымозащитника звена спасания.

Идея, что можно многое узнать об используемом алгоритме пожарной разведки из схемы, а ведь это бывает подчас необходимо, дали толчок для определения графического изображения каждого газодымозащитника звена спасания.

Можно для разделения газодымозащитников одного звена спасания обозначать их той же буквой «А» в кружке только с менышим диаметром и с цифрой номера расчёта, где «1» – это командир звена спасания, а «2» и «3» ведомые газодымозащитники.

Таким образом, обозначение звена спасания тройки (включая ствольщика), осуществляющего пожарную разведку «ВЗИП» на втором этаже частного дома, будет выглядеть так:

Вместе с этим полагаю, что если в ходе тушения пожара не было никаких аварийных ситуаций, но РТП было принято решение о создании безопасных условий работы пожарно-спасательных отделений, и он назначал звенья спасания в резерв или на боевой участок, то их в обязательном порядке стоит обозначать на схемах.

Для этого возле штаба или боевого участка ставится надпись «АРИСП» и количество звеньев спасания. Чтобы избежать «захламлённости» в схеме к боевым участкам допускаются обозначение сносок.

При исследовании пожара схема разрешения аварийной ситуации не должна быть наложена на основную схему тушения. Например, в случае возникновения пожара на первом этаже и аварийной ситуации на втором при несовпадении планировок этажей может быть непонятно, как именно был найден аварийный пожарный. Или же площадь пожара больше, чем площадь заметаемых отсеков, поэтому штриховка, которой обозначена зона горения, будет полностью перекрывать нужный участок, и зона задымления спутается с линией поиска.

Конечно всё, о чём мы тут говорим, не является истиной в последней инстанции. Мы делимся с вами нашими размышлениями, которые появились в попытке ответить на вопрос, как можно изобразить на схеме операцию спасания аварийного пожарного или нескольких.

Мы живём в такое непростое и интересное время для российской пожарной охраны, когда сами же являемся свидетелями процесса изменения. И пусть он идёт медленно и практически незаметно, поворот в нужную сторону уже сделан, и у нас есть прекрасная возможность придумывать, создавать, генерировать, творить и предлагать идеи для улучшения службы в ближайшем будущем.

Возможно, предложенные нами графические схемы АРИСП не являются частью приложений к официальному изданию приказа «три четвёрки», но со временем они могут стать таковыми или дать автору следующего БУПО большой задел на будущее.