5№

Сигнал бедствия MAYDAY

Что должен делать пожарный, оставшийся один в непригодной для дыхания среде? Как правильно передать информацию о том, что наступила аварийная ситуация, кто-то из участников тушения пожара попал в «неприятности», и его жизни угрожает опасность?

В первую очередь стоит незамедлительно подать сигнал бедствия, и этому будет посвящён данный материал.

Безусловно, самым известным сигналом бедствия, является международный сигнал бедствия SOS, используемый в радиотелефонной связи с использованием азбуки Морзе.

Но современная пожарная охрана не стоит на месте, и в вопросах передачи информации мы давно ушли от «морзянки» и перешли на повсеместное использование голосовой радиосвязи. И в отличие коротких точек и длинных тире в голосовой связи используется другой международный сигнал бедствия – Mayday.

Mayday в качестве сигнала бедствия утверждён Регламентом радиосвязи Международного союза радиосвязи.

В российской пожарно-спасательной службе Mayday, как сигнал бедствия, определен разделом №5 «Руководства по радиосвязи…» (утвержденного Приказом МЧС России №375 от 23.06.2006 года).

Сигнал передаётся три раза подряд: «Mayday, Mayday, Mayday» для исключения возможности перепутать его с какой-нибудь похоже звучащей фразой, а также для того, чтобы легче было отличить сам сигнал бедствия от последующих сообщениях о ранее поданном сигнале бедствия.

Наглядным примером подачи сигнала бедствия является запись радиопереговоров во время трагических событий, произошедших 06.12.2006 г. в г. Нью-Йорк – того самого «Чёрного воскресенья», перевод технического отчёта о котором мы уже публиковали ранее:

Читатель может спросить: так в каких же случаях следует звать на помощь? Основанием для подачи сигнала бедствия могут считаться следующие аварийные ситуации с газодымозащитником, звеном ГДЗС, любым другим участником тушения пожара или ликвидации последствий ЧС:

  • заблудился или дезориентировался в непригодной для дыхания среде;
  • произошло разделение звена ГДЗС и первоначальная попытка восстановить его целостность не увенчалась успехом;
  • падение в прогар, попадание в ловушку;
  • заканчивается запас воздуха/кислорода;
  • обрушение строительных конструкций;
  • запутывание в проволоке;
  • резкое осложнение обстановки на месте пожара (распространение огня, значительное/резкое повышение температуры);
  • паническая реакция у одного из членов звена;
  • потеря элементов экипировки (каска, средства защиты рук или ног);
  • медицинские показатели (ухудшение или резкое ухудшение самочувствия, либо травма).

Также основанием для подачи сигнала бедствия и началом аварийной разведки следует считать следующие ситуации:

  • звено ГДЗС не выходит на связь в течение 3-х минут;
  • доклад постового на посту безопасности о не выходе на связь звена ГДЗС в течение 3-х минут.

Важно! Сигнал Mayday может подать любой участник тушения пожара и без разницы, кем он трудится – оперативным дежурным, пожарным или водителем. Сигнал бедствия равен для всех!!!

Стоит помнить, что в случае панической реакции участники тушения пожара могут забыть передать в радиоэфир саму фразу «Mayday», и сигнал бедствия будет подан криками о помощи.

Получение информации о том, что кто-то из участников тушения пожара оказался в ситуации, угрожающей жизни, является аналогом непосредственно наблюдаемого бедствия, после которого начинается операция спасения.

Участники тушения пожара, попавшие в сложную ситуацию, должны передать сигнал бедствия Mayday в тот момент, когда они только подумают, что попали в ситуацию угрожающую их жизни.

На самом деле пожарным и спасателям, проработавшим достаточное количество времени, чтобы считать самих себя профессионалами, очень сложно признаться в первую очередь самим себе, что они «вляпались» в неприятную ситуацию.

И с этим сталкивается пожарная охрана практически всех стран, в которых существует правила подачи сигнала бедствия. Если посмотреть на причины страха позвать на помощь, то они одни и те же:

  • ожидание наказания за подачу сигнала бедствия;
  • насмешки со стороны личного состава или руководства;
  • гордость;
  • мнимая способность действовать самостоятельно, недооценка собственных сил («Я смогу выбраться сам»).
  • отрицание, что беда может случится именно с ним («Со мной такого никогда не случится», «Это случается только с менее опытными»). Все указанные выше причины одинаково опасны и могут привести к гибели.

Следует помнить, что с самой передачей сигнала бедствия Mayday тоже могут возникнуть проблемы. Обычно это происходит, когда аварийное звено или пожарный:

  • говорят слишком громко и много (начинают кричать в радиостанцию) или передают информацию очень быстро;
  • из-за панорамной маски СИЗОД голос становится тихим и неразборчивым;
  • не следят за радиоэфиром, не отвечают на запросы;
  • пытаются перебить трафик переговоров, в результате чего сигнал бедствия не слышен на общем фоне загруженного радиоэфира;
  • неисправна радиостанция (разряжены аккумуляторные батареи или переключена частота, на которой работают другие участники тушения пожара).

Вместе с этим возможны проблемы и с принятием сигнала бедствия – невнимательность всех участников тушения пожара (в том числе постовых на постах безопасности), которые не слышат сигнал бедствия, или банальный страх «услышать первым» (сделаю вид, что не слышал, может быть, кто-то ещё примет вместо меня решение).

В российской пожарной охране у самого термина Mayday существует множество противников. В основном это происходит из-за того, что это слово иностранного происхождения и якобы не может быть использовано российскими пожарными. Все попытки придумать, заменить или найти русскоязычные аналоги, в полной мере описывающие аварийную ситуацию, привели к одному известному слову, относящемуся к обсценной лексике. Естественно, закрепить использование такой «альтернативы» в нормативной базе не получится.

Основные правила подачи сигнала бедствия Mayday
  • никогда не бойтесь передать сигнал бедствия!
  • лучше позвать на помощь в тот момент, когда это необходимо, чем вообще не позвать!!!
  • ничто не может являться препятствием для использования радиостанций в случае необходимости подачи сигнала бедствия, привлечения внимания, сообщения о своем местоположении и получения помощи.
  • сигналы бедствия должны передаваться на рабочих частотах, однако можно использовать и любые другие доступные частоты, на которых можно привлечь к себе внимание.
  • вызов в случае бедствия должен пользоваться абсолютным приоритетом перед всеми другими сообщениями. Все слышащие его радиостанции должны немедленно прекратить любую передачу, которая может причинить помеху аварийному радиообмену, а также продолжать слушать на частоте, использованной для передачи вызова при бедствии.

В качестве итога материала хотелось бы сказать, что в общем всё равно, как будет подан сигнал бедствия, главное, чтобы сигнал бедствия был подан, ведь нельзя спасать аварийного пожарного, не зная, что он попал в беду…

Рисунки любезно предоставлены Полом Комбсом ( http://www.artstudioseven.com )