Что будет, если по каким-либо причинам на касках, куртках боевой одежды и чехлах баллонов ДАСВ пожарных пропадут все цифро-буквенные обозначения?
В этот самый момент на месте пожара наступит управленческий хаос…
При отсутствии обозначений все пожарные станут «одинаковыми», так как в целом боевая одежда и каски, вне зависимости от должности и исполняемых обязанностей, очень похожи. И эта внешняя схожесть приведёт к невозможности определения кто есть кто. Если начальника Главного управления или оперативного дежурного по городу знают в лицо, то пожарных, а тем более не из своей смены, распознать будет сложно или практически невозможно.
Для начала необходимо понять, что же такое идентификация пожарных, для чего она нужна и дать ей определение.
Читатель может подумать, что и так всё просто, какая там идентификация, посмотрел на каску, увидел цифру и всё понятно. Но идентификация пожарных только на первый взгляд кажется простой, на самом деле она имеет более глубокий смысл, чем банальное определение номера подразделения.
Для человека с улицы всё «пожарное оперение» ровным счётом ничего не скажет, только, возможно, за исключением номера подразделения, и то его можно спутать с персональным позывным и номером отряда. Однако для самих пожарных вся масса цифр и букв – это настоящая азбука иерархии, «чтение» которой происходит совершенно неосознанно, можно сказать на подсознательном уровне. Осведомлённому человеку достаточно только одного взгляда на пожарного достаточно, чтобы стало совершенно ясно, из какого он подразделения и что умеет делать.
При наличии в гарнизоне пожарной охраны всего нескольких пожарных частей с ограниченным количеством пожарной техники (АЦ, АНР, АЛ, КП, АСО, АШ, АР) всё предельно ясно. Однако в больших гарнизонах, где в расчете огромное количество пожарно-спасательных автомобилей и особенных видов техники (УМП, АПМ, АЦКП, ПАНРК, АКТ, СПАСА, ПП, АЭ, ПКС, ВАРМ, АТ, КР, КТ, ДСЛ, УМП, АДГУ, БЗ, ППЛС, АК, ПСМ, АЛК, МКОН, МКИОН, КСВТ, АЦОН, АВД, КМ, ГГЭ, ФПГ, ВТ и т.д.), пожарно-спасательных частей, аварийно-спасательных отрядов, пожарных отрядов, отдельных постов, нескольких отрядов ФПС, подразделений объектовой, ведомственной и муниципальной пожарной охраны и т.д., с идентификацией не так всё просто.
Одновременно с этим идентификация пожарных необходима при установлении личности/личностей в случае аварийной ситуации или гибели сотрудника/сотрудников. Быстрее и проще всего сделать это по внешним цифро-буквенным обозначениям на каске, боевой одежде или номере на баллоне ДАСВ, чем по жетонам военнослужащего.
Таким образом, к идентификации пожарных относится определение исполняемых обязанностей тем или иным должностным лицом на месте пожара и/или их уровень допуска к тем или иным видам работ, особенно специфическим (подача газонаполненной пены, приборов гидроабразивной резки, тактическая вентиляция или оказание помощи спасателями-медиками).
Нередко очень трудно на закопчённой каске прочитать номер подразделения или в условиях сильного задымления определить, кто же находится перед тобой: пожарный, командир отделения, начальник караула или оперативный дежурный.
То же самое относится к специфическим видам работ на месте пожара или ЧС – подача газонаполненной пены, приборов гидроабразивной резки, тактическая вентиляция или оказание помощи спасателями-медиками.
Так что же такое идентификация пожарных?
Идентификация пожарных – это установление личности, принадлежности и возможностей пожарных, построенное на специальной системе обозначений с нанесением условных знаков (букв, цифр, графических знаков, надписей и цветовых схем) на каску и боевую одежду пожарного. Идентификация производится для определения участников тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, их принадлежности к соответствующему подразделению, выполняемым функциям, уровню допуска к тем или иным видам работ, а также их профессиональным навыкам.
Если выражаться простыми словами, то идентификация пожарному нужна для того, чтобы твои коллеги знали кто ты, что ты умеешь, и какое место в иерархии занимаешь, а также могли быстро тебя опознать в случае аварийной ситуации.
Всё началось ещё очень давно, ведь «классическая идентификация» в пожарной охране была всегда, и в первую очередь её определяли боевые уставы разных лет. Установление должности сотрудника производилось по знакам различия на касках и нарукавным повязкам (РТП, НШ, НТ, С, НБУ, НС).
С развитием пожарной охраны, увеличением видов работ, производимых пожарными, сама собой появилась необходимость совершенно нового подхода к идентификации пожарных. Конечно «классическая идентификация» никуда не делась, но она разрослась, и на неё наслоилось очень много нового.
Маркировка пожарных касок
Номера подразделений, обозначение командиров отделений, начальников караулов и руководства пожарных частей с касок никуда не пропало, но теперь номера подразделений не «набивают» краской через трафарет, а наклеивают при помощи самоклеящихся пленок.
Для некоторых гарнизонов пожарной охраны на касках появились ещё и цветные полоски синего, желтого, зеленого, оранжевого и красного цвета.
- синие – командиры отделений, старшие расчетов, операторы подъёмных механизмов;
- желтые – от помощников начальников караулов до руководства пожарно-спасательных подразделений;
- зеленые – руководители местных пожарно-спасательных гарнизонов;
- оранжевые – добровольцы;
- красные – руководящий состав территориального органа МЧС России, включая СПТ территориально гарнизона пожарной охраны.
Всё это было сделано для идентификации на расстоянии. При значительном удалении или в темное время суток не всегда можно рассмотреть тоненькую полоску командира отделения под номером пожарной части. А вот жирную полосу синего цвета толщиной в 5 сантиметров увидеть можно без особых затруднений.
Неудобством этого способа является то, что при замещении должности командира отделения старшим пожарным у последнего нет вообще никаких обозначений на каске кроме номера части. То же самое касается и случаев с командирами отделений, допущенных к самостоятельному дежурству в качестве РТП.
Однако цветные полоски – это далеко не единственное новшество, которое стали размещать на касках: к номерам подразделений «приклеились» буквы, красные кресты и в отдельных случаях фамилии с инициалами.
На касках водительского состава перед номером подразделения добавилась литера «В», у операторов (водителей) автолестниц и коленчатых подъемников – «АЛ» и «КП»; у подготовленных специалистов по работе с установками гидроабразивной резки и газонаполненной пены – литеры «К» и «F» (Кобра и CAFS). У спасателей – «С», у спасателей-медиков – красный крест, а вот добровольцы не стали выделяться и используют стандартные обозначения командиров отделений, начальников караулов, заместителей и начальников пожарных частей только с одной разницей – вместо номера подразделения используется литера «Д».
Нарукавные повязки
Точно так же как и маркировка касок, современное развитие получили и нарукавные повязки, но только теперь они стали более совершенными и крепятся к боевой одежде при помощи текстильных застежек («липучек»). Теперь можно всё чаще видеть усовершенствованный вид нарукавных повязок – так называемые «патчи». Основная задача повязок – определение исполняемых функций участников тушения пожара и проведения АСР.
Цвет самих повязок, а также место их ношения для руководителя тушения пожара начальника штаба, начальника тыла, связного, начальника участка тушения пожара или начальника сектора не изменились, но к ним добавились повязки помощника РТП, помощника НШ, помощника НТ, ответственного за охрану труда, начальника КПП и руководителя учений.
Вместе с этим на правую руку добавились повязки с позывными. Тут все просто: на куртки БОП темного цвета прикрепляют светлые повязки, на куртки светлых цветов – тёмные.
На практике это оказалось очень удобно – должностное лицо, имеющее свой персональный позывной, стало видно издалека, и в том случае, если от копоти нельзя определить даже цвет каски, то нарукавный прямоугольник с позывным видно практически всегда на 100 %.
Но неудобством повязок является тот факт, что не вся боевая одежда пожарных оборудована платформами для их размещения и приходится вносить незначительные изменения в ее конструктив путём пришивания платформ с креплениями-липучками. Нужно помнить, что любые изменения конструкции боевой одежды, выполненные не её производителем, могут серьёзно уменьшить степень защиты и подвергнуть жизнь и здоровье пожарных серьёзной опасности. В частности, нарушение целостности внешнего слоя защитной одежды швейной иглой может создать микроотверстия, через которые сильная тепловая нагрузка может проникнуть внутрь защитного ансамбля. Особенно это актуально при случайном прямом соприкосновении с пламенем.
В случаях изменения статуса, прибытия следующего РТП, назначения на участок тушения пожара, работы без знаков отличия и т.д., повязка снимается и/или на его место крепится новая. Однако для этого сотруднику необходимо при себе иметь достаточно большой ассортимент повязок (РТП, НУТП, помощник РТП, помощник НТ и т.д.).
Маркировка курток боевой одежды
Куртки БОП также маркируется спереди над клапаном левого нагрудного кармана (при отсутствии кармана – на левой стороне груди) путём пришивания шеврона чёрного цвета с номером подразделения. На правой стороне груди размещается шеврон с фамилией и инициалами сотрудника.
Многие думают, что фамилия на боевой одежде – это ещё один способ «наругать бойца», но на самом деле это не так. Шеврон с ФИО нужен для его быстрого опознания в случае аварийной ситуации.
Пример: Представим ситуацию, в которой в звене ГДЗС, работавшем в непригодной для дыхания среде, по каким-то причинам произошло разделение. Командир звена ГДЗС передал сигнал бедствия, позывной звена, местоположение и количество участников, и после нескольких неуспешных попыток восстановления целостности звена вышел на свежий воздух. Таким образом, в настоящий момент времени в непригодной для дыхания среде находятся два аварийных газодымозащитника (назовем их «пожарный №1» и «пожарный №2»).
РПТ принимает решение о направлении на поиски два звена спасения, первое из которых успешно находит «пожарного №1» и выводит его на свежий воздух. Второе же звено спасения быстро обнаружить «пожарного №2» не смогло, и его поиски сильно затянулись. По расчетам постового на посту безопасности становится понятно, что при нормальном расходе воздуха скорее всего «пожарный №2» истощил свой запас воздуха и находится в крайне критическом состоянии из-за отсутствия защиты дыхательных путей.
После этого РТП направляет в непригодную для дыхания зону третье звено спасения, которое докладывает об обнаружении аварийного пожарного без сознания и экстренно эвакуирует его на свежий воздух.
Уже после оказания ему первой помощи становится понятно, что это аварийный «пожарный №3», который самостоятельно направился на поиски и спасение своих боевых товарищей, никому об этом не доложив, а звено спасения не удосужилось идентифицировать его по имеющимся у него цифро-буквенным обозначениям. В результате «пожарного №2» никто не ищет с момента обнаружения «пожарного №3» и до той поры, пока его не извлекут и не идентифицируют на свежем воздухе. Согласитесь, что шансы на выживание у «пожарного №2» сводятся практически к нулю.
Данная ситуация возможна в любой стране, и такие случаи известны в мировой практике пожарного дела. Одной из основных причин является неправильная идентификация аварийных пожарных.
На куртках БОП размещаются не только фамилии сотрудников, но и номерами подразделений или съёмные нашивки с аббревиатурой «СПТ» в случае работы сотрудника в службе пожаротушения.
Маркировка СИЗОД
При маркировке СИЗОД номера подразделений наносятся через трафарет по центру на заднюю часть чехла для баллона ДАСВ. ДАСК маркируются путем нанесения номеров на заднюю крышку.
Также возможна маркировка панорамных масок СИЗОД. Для этого наносятся цифры или фамилия сотрудника на нижней части панорамной маски, таким образом, чтобы маркировка не мешала обзору.
Идентификаторы должны быть расположены таким образом, чтобы они были видны с двух сторон при проведении различного вида работ. Именно поэтому их так много даже у простого пожарного.
Отдельным вопросом стоит маркировка при работе в костюмах для защиты от АХОВ. При наличии в расчете костюмов легкого типа (ChemMax 3, Dräger WorkMaster, Trellchem Light) в целом все обозначения видны на касках. А вот при использовании костюмов капсульного типа (Interceptor, Trellchem Super, MSA Auer Vautex Elite) идентификация становится затруднительной или совсем невозможной. Чаще всего при работе отделений АХОВ начальника караула (старшего расчета) можно определить по наличию у него радиостанции, но в том случае, если радиостанция находится внутри костюма идентификация затрудняется даже внутри работающего отделения. Участникам приходится прикладываться стеклом к стеклу для визуального распознавания друг друга.
А как у них?
В России многие пожарные по разным причинам стесняются носить шеврон с фамилией на груди, но противопожарные службы некоторых стран отбросили ненужное стеснение и пошли гораздо дальше – фамилии пожарных гордо красуются на нижней части спины курток боевой одежды.
Также за рубежом встречается и дифференциация по цвету касок. Например в США белые каски традиционно носит высший офицерский состав (выполняющий функции РТП), красные – линейные офицеры, в обязанности которых входит командование конкретным звеном, а чёрные каски носят рядовые пожарные.
Подводя итог
В завершении статьи хотелось бы отметить несколько моментов. Во-первых, нам представляется, что скорее всего цифры и буквы на касках, боевой одежду и СИЗОД никогда никуда не уйдут, а будут оставаться с нами, пока пожарная охрана будет существовать. Даже если представить себе электронные маяки, вживленные под кожу каждому человеку в качестве его идентификатора, то на каске или шлеме такого пожарного будущего все равно будет виден номер подразделения.
Во-вторых, как бы тушение пожаров не было схоже с боевыми действиями с применением огнестрельного оружия, в нашем случае идентификация значительно облегчает работу, в отличие от наших военных коллег, которым приходится снимать с себя знаки отличия для элементарной защиты от снайперов.
Если же оставить серьёзный разговор и подходить к вопросу с долей юмора, то в целом идентификацию пожарных довольно чётко характеризует ироническая фраза из художественного фильма «Кин-дза-дза!», снятого на киностудии «Мосфильм» в 1986 году режиссёром Георгием Данелией:
«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели – нет будущего!»