5№

Элементарные правила организации тыла на пожаре

Согласитесь, что трудно представить себе сколь-нибудь серьёзное пожаротушение без тылового обеспечения. Не построив на месте происшествия надёжную, работоспособную и легко наращиваемую систему обеспечения водой и другими огнетушащими средствами, нереалистично ожидать, что само тушение пожара пойдёт гладко. Перебои с подачей воды в мировой практике не раз приводили к трагическим исходам как для гражданских лиц, так и для самих пожарных, поэтому мы просто обязаны совершенствовать своё мастерство в деле обеспечения тыла.

В этой статье я хотел бы привести несколько простых практических правил, которые я выработал для себя в ходе своей службы. Эти правила являются моим собственным представлением об организации тыла на пожаре и проистекают из моего личного опыта. Здесь эти правила предложены для ознакомления и не обязательны для выполнения, однако замечу, что их соблюдение в значительной мере упростит и без того нелёгкий труд пожарных.

Правило №1

Подача ствола только через разветвление

Правило подачи стволов только через разветвление в большей степени относится к культуре тушения, невыполнение правила ведет к «классическим ошибкам организации тыла» – отсутствию возможности подать дополнительные стволы и затруднительному спуску воды с рукавной линии, проложенной на высоту.

При этом рукавной линией от пожарного автомобиля до разветвления может служить напорный рукав диаметром 77 мм любой длины.

Правило №2

Обеспечение бесперебойной подачи воды для головной автоцистерны

Обеспечение бесперебойной подачи воды (здесь и далее под словом «вода» имеется в виду огнетушащие вещества) для головной автоцистерны открывает большое «окно возможностей» в следующих случаях:

  • при выходе из строя головной автоцистерны – есть возможность переключения стволов на магистральную линию
  • при выходе из строя пожарного автомобиля, установленного на водоисточник, или разрыве магистральной линии – есть время для работы стволов от емкости головной автоцистерны, время на замену повреждённой магистральной линии, а также время на ремонт или замену автомобиля, установленного на водоисточник.

Исключение из правила:

Возможна установка третьего прибывшего основного пожарного автомобиля на водоисточник в том случае, если подача ручных водяных стволов от первых двух прибывших основных автомобилей на решающем направлении может привести к успешному тушению пожара.

Условия для применения исключения из правила:

  • РТП-1 четко понимает и твердо уверен что делает
  • развертывание производится на момент прибытия первых подразделений
  • расстояние от водоисточника до места пожара незначительное
  • время сосредоточения дополнительных сил минимальное
  • прибывающие подразделения четко знают свою задачу В случае если не соблюдается одно из условий, рисковать не стоит.

Правило №3

Подача воды на высоты выше 1-го этажа – только от автоцистерны.


Данное правило обеспечивает качественную работу ручных водяных стволов на высотах вследствие обеспечения необходимого давления головной автоцистерной.

Работа стволов на высотах непосредственно от магистральной линии может быть неудовлетворительной из-за большой удаленности водоисточника, неправильной прокладки рукавных линий, сопротивления напорных рукавов и т.д. А в случае выхода из строя пожарного автомобиля, установленного на водоисточник, или повреждения магистральной линии работа стволов может быть прекращена на длительное время.

Конечно, при нехватке пожарно-спасательной техники, долгого времени прибытия дополнительных сил и т.д. возможна, и даже часто практикуется, работа стволов непосредственно от магистральной линии. Но подача воды на тушение с помощью подъемных механизмов должна осуществляться только согласно данному правилу (магистральная линия без головной автоцистерны не обеспечит качественную работу лафетного ствола подъемного механизма).

Правило №4

Подача воды вниз – самотеком.

При тушении пожаров в подземных сооружениях рукавные линии находятся под дополнительным давлением, создающимся за счет геометрического напора. В этом случае создаются потенциально аварийные условия для рукавных линий.

Для обеспечения нормальной работы насосно-рукавной системы при тушении пожаров в подземных сооружениях необходимый напор на насосе должен быть уменьшен с учетом глубины залегания сооружений.

Первый пуск огнетушащего вещества должен быть осуществлён самотеком и повышаться только в случае необходимости.

Правило №5

Пожарный насос не может дать больше своей мощности, а напорный рукав – больше пропускной способности.

Ствол следует выбирать с расходом не более пропускной способности рукавной линии, а суммарная пропускная способность рукавных линий не должна быть больше производительности пожарного насоса.

Максимальный общий расход водяных стволов, подаваемый от одного пожарного автомобиля, не должен превышать максимального расхода пожарного насоса. С учетом того, что «средний» пожарный насос имеет расход 40 л/с, то от одного пожарного автомобиля не стоит пытаться давать более 4-х современных ручных стволов.

С учетом того что полная пропускная способность рукавных линий имеет дробные значения, а проведение математических расчетов в условиях пожара – дело достаточно сложное, был придуман термин «усредненная пропускная способность», позволяющий проводить указанные расчеты даже школьникам.

Таблица 1

Сравнительная таблица полной и усреднённой пропускной способности напорных рукавных линий

Диаметр рукавной линии,ммПолная пропускная способность, л/сУсредненная пропускная способность, л/с
385,75
5110,210
6617,115
7723,320
8940,040

Использовать ручной водяной ствол с пропускной способностью до 10 л/с и рукавную линию 38 мм – нецелесообразно, так как пропускная способность рукавной линии 38 мм – 5 л/с, и она не обеспечивает полную эффективную способность работы ствола (т.е. ствол будет работать не на полную мощность). Лучше всего выбирать ствол с расходом, равным пропускной способности рукавной линии – это позволит работать на полую мощность.

Для более эффективной работы магистральных линий стоит помнить, что от одного пожарного насоса можно проложить две магистральные линии диаметром 77 мм или одну диаметром 89 мм.

Таблица 2

Количество водяных стволов в зависимости от напора на насосе и выбранных рукавных линий

Напорпожарного насоса, л/сДиаметррукавной линии, ммУсредненная пропускнаяспособность, л/сКоличествоводяных стволов, шт


40
385не более 4-х
51104
66152
77201 лафетный
89401-2 лафетных

Правило №6

Подача воздушно-механической пены – только по схемам, исключающим её попадание в городскую водопроводную сеть.

Подача воздушно-механической пены от одного пожарного автомобиля чаще всего не вызывает никаких проблем. Но вот подача ВМП от автомобиля, установленного на пожарный гидрант, может привести к попаданию пены в городскую водопроводную сеть, а использование нескольких автомобилей воздушно-пенного тушения становится еще большей проблемой.

Правила подачи воздушно-механической пены.

  • Запрещается подача ВМП от пожарного автомобиля, установленного на пожарный гидрант.
  • Подача ВМП только через промежуточную емкость (промежуточный пожарный автомобиль).
  • Для работы АВПТ использовать предлагаемые схемы.

Правило №7

Не умеешь считать ступени перекачки – ставь ступень каждые 300-350 метров.

Расчет ступеней перекачки на месте пожара – задача практически невыполнимая, ведь она зависит от многих факторов: расстояния между пожарными автомобилями, препятствиями между ними, рельефа местности, профессионализма водительского состава и начальника тыла и т.д.

Поэтому для расчета ступеней было выбрано одно простое правило:

«Не умеешь считать ступени перекачки – ставь ступень каждые 300-350 метров» .

Правило №8 

Правила 38-х рукавов

Появляющиеся в боевых расчетах напорные рукавные линии диаметром 38 мм (далее – 38-е рукава, 38-е линии) несут в себе больше опасностей, чем пользы. Конечно, 38 линия значительно легче и маневреннее линии 51 мм аналогичной длины, но сопротивление, низкая пропускная способность и повышенная чувствительность к перегибам и заломам делают напорные рукава диаметром 38 мм достаточно коварным пожарно- техническим вооружением, требующим строгого соблюдения следующих правил:

  • не применять 38 линии, если не пробовал их до пожара;
  • 38 рукава – квартирные рукава (от входа в квартиру до очага пожара);
  • прокладка только по горизонтальной плоскости (никаких вертикальных подъемов);
  • при выборе 38 рукавов – используй ствол с расходом не более 3,5 л/с; 2-х;
  • в одной рукавной линии не более 3-х рукавов, а лучше не более2-х;
  • никаких переломов и загибов;
  • не использовать при температуре ниже 0 °С.

P.S. Ещё раз повторю, что данные правила являются представлением
автора об организации тыла на пожаре исходя из его личного опыта. Правила
предложены для ознакомления и не являются обязательными для
выполнения, однако их соблюдение в значительной мере облегчит и без того
нелёгкий труд пожарных.